ЛАСКОВЫЙ ПРОЙДОХА

КРИМИНАЛ 

Тщательным расследованием было установлено, что фигурант нескольких громких криминальных эпизодов похитил или выманил у доверчивых граждан и гражданок множество ценных вещей и свыше миллиона рублей наличными. 

ЩЕДРЫЙ БОГАЧ – И ПЫЛЬ В ГЛАЗА 

В ресторане фешенебельной тюменской гостиницы мужчина приятной наружности заказал коньяк и шампанское, замысловатую закуску, дорогие сигареты, небрежно отказался от сдачи. Засиделся допоздна, окончательно добив молодую официантку приглашением присесть за столик. Марина была польщена таким вниманием, но от угощения мягко отказалась, сославшись на инструкцию. Зато, слегка пококетничав, согласилась продолжить знакомство после работы. 

В гостиничный номер-люкс щедрый богач прихватил еще бутылку коньяка, фруктов и конфет. Ухажер вел себя деликатно, без оскорбительных приставаний. Они мило пробеседовали почти до утра. Но было бы неправдой сказать, что столь романтическое, как в кино, свидание обошлось без смятых в порыве страсти простыней. 

На всем протяжении встречи Сергей (наш герой имел обыкновение называть свое настоящее имя) был весел и беззаботен, словоохотлив и остроумен. Только однажды тень печали опустилась на его вмиг постаревшее чело, а страдальческие глаза наполнились слезами – это когда Сергей вынул из кожаного бумажника фотографии жены и сына, а затем последовали скупые, но ужасающие подробности нелепой автомобильной катастрофы, в результате которой полный жизненных планов супруг в одночасье лишился семьи. 

В общем, свою руку и любвеобильное сердце симпатичный вдовец решил навеки отдать Марине. Все сомнения в серьезности намерений новоявленного жениха рассеялись после подаренного ей обалденного колечка с драгоценным камнем. Будущей теще, с трудом перебивающейся на мизерную пенсию, Сергей привез из цветочного салона яркий букет, а из кондитерского магазина – огромный торт и плитку горького шоколада, чем покорил пожилую женщину сходу. Свою расточительность зятек объяснил просто: ему, коренному сибиряку, покорителю северных трасс, деньги с неба, конечно, не валятся, но иногда их скапливается вполне достаточно для того, чтобы сделать нечто приятное себе и близким людям. 

ПОД СТУК КОЛЁС 

Знали бы наивные барышни, с кем в действительности имели дело! Ведь с такой же непостижимой легкостью Внучатов охмурял жительниц Екатеринбурга, а также истосковавшихся по сказочной любви пермячек, ижевчанок, омичек... 

Абсолютного доверия Сергей достигал благодаря располагающей внешности и природному артистизму. В очередной раз он якобы поехал на Крайний Север, чтобы подзаработать денег на свадьбу. Не забыв перед отъездом раскрутить подружек и приятельниц Марины на весьма кругленькую сумму, зато пообещав привезти натуральные, ручной работы, шикарные бурки из оленьей шкуры. Завершение истории – только его и видели. 

Как правило, свои жертвы мошенник без труда находил на Большой дороге. Так он называл поезда, где "работал" в холодное время года. И теплоходы, на которые стремился попасть летом. Расчет оказывался верным: мерный стук колес и ласковый шепот волн настраивают на беззаботное времяпровождение, а вынужденная праздность располагает к знакомству. 

Внучатов оставлял испытанные средства дальнего и неспешного передвижения лишь тогда, когда кто-то из намеченных жертв готов был приютить его сразу, без лишних слов, и не спрашивал документов. 

Из протоколов допросов и показаний в зале суда вырисовываются подробности скоротечных завязок и однозначных, очень похожих, финалов. В Тюмени, например, в активе у авантюриста было сразу три женщины, с которыми он находился в близких отношениях. С дороги он останавливался у одной, потом переходил к другой, а на железнодорожном вокзале или в аэропорту его провожала третья. При этом "жених" зорко замечал, что и где плохо лежит. Не стесняясь, прибирал к рукам. Иногда пускал пыль в глаза очередной зазнобе, одаривая чужими цепочками, кулонами, браслетами и колечками. 

Иногда получалось нашему ловеласу «наказывать» и особей мужского пола. Вот как Внучатов рассказывает о встрече с другом детства: «Пришел к нему в гости. Жена и дети были на даче. Мы крепко выпили. И тут дружок начал: вместе, мол, росли, а теперь я – замначальника солидной организации, уважаемый человек, ты же – ноль без палочки, ничего к своим 35 годам не достиг». 

– Мне обидно стало: на мои деньги, гад, пьет и меня же учит, пальцем в грудь тычет! – возмущался Сергей. – Ну, я дождался, когда он, нажравшись на дармовщинку, крепко уснул, снял с вешалки новое кожаное пальто, упаковал в чемодан на колесиках норковую шубу жены, все ее шкатулки с дорогими побрякушками, коллекцию наручных часов известных марок, забрал с журнального столика ноутбук, из кухонного шкафа – набор позолоченных вилок и ложек. Сел в автобус и уехал в Курган, где меня ищи-свищи хоть до всемирного потопа. 

Следом Внучатов "обул" какого- то командированного, взяв с него большие деньги на поставку импортных запчастей к автомашине. 

– Познакомились в ресторане, – буднично говорит Сергей. – Он и поведал, что согласен взять железки за любую сумму – дескать, у себя дома, в провинциальном захолустье, он все равно "толкнет" их еще дороже... Ну, думаю, лихой хлопец. Но и я не лыком шит. Он, выходит, по старым понятиям, никакой не предприниматель, а натуральный спекулянт. И "кинул" я его без тени сожаления и раскаяния. 

ПЕРСОНАЖ ИЗ НАРОДНОЙ ЛЕГЕНДЫ 

Получается, что Внучатов и не мошенник вовсе, а Робин Гуд? Только благородный разбойник из английской народной легенды делился тем, что отбирал у богатых, с бедняками. А тюменский последователь все тратил исключительно на себя, любимого. И с наслаждением наблюдал за тем, как большинство обманутых им людей элементарно "хлопали ушами". 

Из материалов уголовного дела по обвинению С.И. Внучатова видно, что он, освободившись из мест лишения свободы, совершил еще целый ряд преступлений. Похищал личное имущество граждан или завладевал им путем наглого мошенничества. Постоянно находясь в разъездах, с легкостью необыкновенной заводил знакомства с молодыми людьми, в основном, с женщинами, сообщал о себе ложные сведения: будто бы он обладает обширными связями и почти безграничными возможностями. Внучатов брал деньги и ценности у потерпевших "взаймы" – под предлогом устройства будущих семейных дел или для покупки необходимых товаров. Осуществил несколько прямых краж. Из предъявленных ему семи обвинений Внучатов признал за собой лишь четыре. Впрочем, оставшиеся тоже были убедительно доказаны в суде. 

Собственники некоторых украденных вещей так и не объявились. Видимо, боялись скомпрометировать себя связью с аферистом. И в этом попустительстве, боязни предстать перед людьми в неприглядном свете – еще одна из причин того, что преступник долгое время действовал нагло и безнаказанно, даже не пытаясь сменить «почерк», искать новые способы вхождения в доверие. 

Кстати, задержан Внучатов был тогда, когда "сватался" к девушке с предприятия, на котором работала одна из его бывших "невест". 

И все же, что за личность такая, обладающая таинственным магнетизмом и способностью очаровывать? Когда Внучатова ввели под конвоем в зал суда, он выглядел сутулым, поникшим. Но быстро приободрился, а вскоре даже начал обмениваться пламенными взглядами с женщинами из потерпевших. Некоторые улыбались в ответ. Правда, несколько смущенно, опуская глаза. Порой даже не верилось, что этот молчаливый диалог ведется через решетку. 

Среди тех, кто поддался любовным чарам – женщины с не сложившейся личной судьбой, отчаявшиеся найти достойного спутника жизни. А уж демонстрировать на первых порах рыцарское поведение и благородство помыслов Внучатов, на зависть многим, умел замечательно. 

Прижатый к стене неоспоримыми доказательствами, Сергей с шутливой небрежностью надевал на себя маску обстоятельств. И в последнем слове не выразил ни грамма раскаяния. Во всем винил кого и что угодно – только не себя. Над некоторыми из потерпевших явно и презрительно посмеивался. Больше всего над теми, кто стал жертвой не столько его ловких хитросплетений, сколько ущербной жизненной позиции. 

Суд приговорил С.И. Внучатова к пяти с половиной годам лишения свободы. 

После оглашения приговора ко мне подошла пожилая женщина и срывающимся голосом попросила: "Если будете рассказывать об этом судебном процессе в газете, пожалуйста, не указывайте среди потерпевших фамилию моей дочки. Она так доверчива и легковерна, а ведь ей еще предстоит выйти замуж". 

Я вспомнил Нину, за репутацию которой так переживала мать. В зале суда именно эта смазливая девица, с печатью неискоренимого порока на лице, чаще других дамочек посматривала на своего обольстителя с ободрительной, многообещающей улыбкой… 

Григорий ЗАПРУДИН 


54954