АЛЛЕИ СПАССКОГО САДА

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ  

В довоенное и послевоенное время у тюменцев был популярен сад имени Ленина. До революции он назывался Спасским, так же именовалась улица, на которой сад располагался. Давайте заглянем в далекое прошлое и посмотрим, какие истории связаны с этим заповедным уголком Тюмени. 

ЗАДУШЕВНАЯ БЕСЕДА 

О Спасском саде упоминает в своих воспоминаниях купец- меценат Николай Чукмалдин. Происходящее мне представилось так… 

…Собрались господа на вечерний чай. Служанка – маленькая проворная девушка с черными глазами – живо накрыла стол, оробела, увидев знатных гостей, кланяясь, направилась к двери. 

Константин Николаевич Высоцкий, известнейший в городе общественный деятель, посмотрел ей вослед неодобрительно. И когда девушка ушла, затеял свою любимую тему, что слуга – не раб, а помощник. 

Высоцкий говорил убедительно: 

– Хозяева обязаны заботиться о слугах, а не выжимать из них сок, как из губки. Впрочем, ладно, давайте о другом, – он обратился к художнику Калганову. – Я давно хочу вас спросить: как это вам несколькими штрихами удается передать индивидуальную физиономию человека? 

– Талант, это редкий дар, – ответил за художника Чукмалдин. Это он намедни привез из захолустного Туринска в Тюмень сатирика-живописца и в дальнейшем намеревался всячески ему помогать. 

– Господа, а не пройтись ли нам прогуляться? – предложил Калганов, глянув в открытое окно. 

Уходящее солнце окрасило небо в дивные цвета, природа настраивала на романтический лад. 

Господа направились в Спасский сад. На дорожках рассыпаны были кучки песка... 

– Как я помню физиономию, спрашиваете вы? – ответил нам Калганов. – А вот как. Все вы знаете адвоката Бордашевича? Вот я вам нарисую палкой на этой куче песка типичные черты его лица. Вот контур головы, лба, подбородка, рот и нос. Ну что, похож? – заключил он, сделав несколько штрихов и углублений. Мы ахнули. В этом грубом абрисе, сделанном палкой на куче песка, на нас глядел Бордашевич, как живой…», – писал Николай Чукмалдин. 

С тех пор минуло больше века. Где тропинка, по которой прогуливались замечательные люди? 

ЗА ТРЕЗВОСТЬ НРАВОВ 

В конце XIX века этот уголок зелени именовался «Сад-бульвар отделения общества для борьбы с детской смертностью». В нем «устраивались полезные развлечения, гимнастические соревнования и разнообразные игры для детей». Зачастую проводились народные гулянья, музыка, смех не смолкали до утра. Одно из таких празднеств состоялось в августе 1900 года. Ради торжества устроили даже газовое освещение. «Сибирская торговая газета» писала: «… гуляние, по-нашему взгляду, вышло крайне удачно, но только мы не поинтересовались узнать, сколько было выручки. Освещение на сей раз получилось тоже крайне удачным, но… во сколько оно обошлось обществу трезвости, чтобы не быть в следующий раз внакладе, если кто вздумает устраивать такое же освещение? Не реклама ли это?» 

Газета указывала и на возникшие проблемы: «…В Спасском сквере во время народных гуляний впускают пьяных, выдав им входные билеты. Но к ним сейчас же подходит распорядитель и приказывает удалиться. Отчего случаются скандалы, чтобы избежать неприятностей, необходимо совету общества трезвости сделать распоряжение, дабы распорядитель не продавал билеты пьяным посетителям…». 

Наверняка замечание не было пропущено мимо ушей. Общество трезвости усиленно боролось за чистоту нравов. Им устраивались лекции о вреде пьянства, открывались чайные и т.д. Купцы Чукмалдин и Текутьев поддерживали полезные для нравственного здоровья начинания. Хотя г-н Текутьев не мог себе отказать в удовольствии пропустить пару-другую рюмашек. 

Сад содержали в надлежащем, опрятном виде. В журнале городской Думы за 1910 год отмечается, что на оборудование Спасского сквера отпущены на 109 руб. 10 копеек. До копеечки произведен расчет! 

ВОПРОС КОММЕРЦИИ 

На территории сада находился электротеатр «Модерн», в котором публика смотрела новинки кинематографа, доход, по всей видимости, в пользу владельца был немаленький. На собрании городской Думы в 1911 году рассматривался вопрос коммерции. «Модерн», как следует из документа, занимал 60 кв. сажень, за его аренду в год в казну шло 240 рублей, кроме того, содержатель кинематографа предоставлял по контракту сборы от сеансов в пользу Владимирского сиропитательного заведения. К ноябрю 1911 года срок аренды закончился. И на новый срок стали претендовать прежний владелец «Модерна» Иосиф Шевелевич Шустер и дворянин Вацлав Юзефович Пилитовский. 

«…г-н Шустер предлагает прежние условия аренды, а г-н Пилитовский соглашается уплачивать аренду на 100 рублей в год выше существующей платы. Тюменский отдел Союза для борьбы с детской смертностью в России просит Городское Управление передать ему право на извлечение доходности с места, находящегося под электротеатром, и тем дать ему возможность, увеличить свои средства, открыть ясли для детей. При этом отдел Союза приводит справку: Спасский сад посещает масса детей (1800 посещений в год). Эти посещения носят на себе общедоступный характер, так как плата с детей вне школьного возраста не взимается, с остальных же – только в дни, когда играет музыка, берется плата от 5 до 10 коп.». Гласные решили, что «из-за недостаточного городского дохода следует воздержаться от оказания материальной помощи в столь неудобной форме, как предоставление права на извлечение дохода с городских имуществ». И назначили торги с цены 340 рублей в год за аренду, т. е. ту, что предлагал г-н Пилитовский. 

Спасский сад был довольно большим по размерам. В генеральном плане Тюмени 1917 года он занимает весь квартал современных улиц Ленина–Челюскинцев–Урицкого–Кирова. В журнале городской Думы 1916 года отмечается, что между Спасским сквером и садом Текутьева было зарезервировано городское место в количестве 195,84 кв. сажень, предназначенное под устройство сада. «За смертью Текутьева таковое место должно возвращено обратно городу. Это место покойным Андреем Ивановичем было огорожено, но какие- либо на нем посадки произведены не были». Дальше – больше: «Домовладелец бульварной улицы П.Н. Токмаков обратился в городскую Управу с ходатайством о восстановлении проезда по этой улице и об уничтожении поставленных там заборов, так как закрытие здесь проезда обесценивает имущество Токмакова и отражается неблагоприятно на делах типографии Токмакова, находящейся в его доме». 

Депутаты ратовали за интересы города. Иначе и быть не должно. Решили, что загороженное место может понадобиться для увеличения размеров Спасского сквера. Так, по всей видимости, и случилось. 

ПО ДЕРЕВЯННЫМ ТРОТУАРАМ 

После революции сад назвали в честь вождя пролетариата. Аллеи стройных берез, душистых лип, кудрявых кленов и среди них – летний театр. И, конечно, играл духовой оркестр. Разве можно было усидеть дома? 

Газета «Красное знамя» (нынешняя «Тюменская правда») в 1934 году поместила объявления: «14 июля. Летний театр в саду им. Ленина. «Роз-Мари». В саду большое гулянье, танцы. Играет духовой оркестр. 18 июня. «Ярмарка невест». 20 июня – большое гулянье, на открытой сцене выступления артистов цирка и эстрады». В тяжелое военное время в саду устраивались мероприятия на поддержание оптимистического настроя граждан. 

«В раннем детстве, в довоенные годы, когда наша семья снимала частную квартиру на улице Ленина, недалеко от Спасской церкви, жители дома выходили летними вечерами посидеть на лавочках (кстати, тогда они были повсюду). Обсудить дела домашние, посмотреть на идущую по деревянному тротуару публику – нарядную, красивую, спешившую в сад, где было и кино, и концерты, и танцы. Именно там я впервые увидела знаменитых артистов балета Н. Дудинскую и К. Сергеева, – вспоминала краевед Вера Кубочкина. – Затем, уехав учиться в Ленинград, посещала многие спектакли с их участием в Мариинском (Кировском) театре». 

В 1941 году газета «Красное знамя» сообщила: «23 и 24 сентября в саду им. Ленина состоятся гастроли лилипутов. В программе: скетчи, пение, танцы, музыка, юмор, иллюзия, частушки». Летом 1942 года сад приглашал тюменцев на гуляния с 8 часов вечера до 1 ночи, играл духовой оркестр. 

Устраивались в летнем театре и концерты звезд самодеятельности. Кстати, вход в сад им. Ленина был платным. Билет стоил 1 рубль, а если идешь на танцы, то – 3 рубля. Находилась на его территории бильярдная. В маленьком ресторанчике сытно и вкусно кормили. В саду Ленина, как и полагалось, был памятник Владимиру Ильичу. 

КРАСНЫЙ ГАЛСТУК 

В 1958 году на территории сада выстроили Дворец пионеров и школьников. Здание привлекает своей наружностью и обладает уникальным дворовым фасадом. 

В любимом пионерском дворце кипела творческая жизнь, но был и безрадостный момент: ремонт не производился целых полвека, а поселившиеся на его площадях офисы никакого отношения к развитию детских талантов не имели. В 1990-х по нахлынувшему модному веянию избавляться от «набившего оскомину советского прошлого» здание нарекли Дворцом детского и юношеского творчества. Сейчас дворец носит прежнее имя, ставшее брендом. После реконструкции выглядит торжественно и респектабельно как снаружи, так и внутри. 

Но старинный сад основательно подрезали, превратив его в камерный, дворовый (площадь всего лишь 1,2 га). Архитекторы предлагали сделать его более уютным: украсить маленьким фонтанчиком и аккуратными дорожками из плиток. Площадь сада трудно увеличить, но на его территории вполне можно было посадить деревца, как говорится, мал скверик, но он – прекрасный объект для ландшафтного проектирования. 

Не случилось. И все же, все же... Среди плотной застройки улиц хотелось бы видеть скверы, именно они создают наиболее человечную и уютную обстановку. Не говоря уже о пользе экологической. 

НА СНИМКАХ: территория дворца, где ранее был Спасский сад и где прогуливалась местная знать; Дворец пионеров. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


54766