ТРАССА: ОТ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА

ДОРОГИ РЕГИОНА  

Это мы на бытовом уровне называем автомобильную магистраль Ялуторовским трактом. А на картах мира она обозначается как международный маршрут Е22. Начинается в британском Холихеде на острове Холи-Айленд. Небольшой портовый город. Знаменит тем, что является отправной точкой паромной переправы на Дублин – знаете же, в Ирландском море. 

Завершается «двадцать вторая» дорога в славном, хлебном городе Ишиме, который по всем статьям мощнее английского «побратима». 

Упомянутая трасса пересекает территории, само собой, Великобритании, Нидерландов, Германии, Швеции, Латвии и одиннадцати республик и областей Российской Федерации. Магистраль, сами понимаете, должна соответствовать европейскому статусу. 

Я, автор этих строк, по долгу службы общался с руководством ФКУ «Уралуправтодор». Оно в свое время осведомило меня о том, что федеральная дорога Р-402 (часть маршрута Е22), состоящая на балансе управления, находится в очень плохом состоянии – хуже нет во всей географической Тюменской области. Сплошные ямы, колдобины, ухабы, провалы. Даже на дальнем севере дороги лучше. 

Чего уж, не первый день замужем, прекрасно помню времена, когда в весеннюю распутицу из Голышманово в областной центр добирались аж неделю. Потому как имели под собой расхлябанную грунтовку. Но строили дорогу, укладывали асфальт. И делали это прекрасно. Местами тридцать лет простояла трасса. Предоставим слово участнику тех событий – имею в виду бывшего главного инженера объединения «Тюменьавтодор» (ныне профессор, доктор технических наук, директор Центра стратегических дорожных исследований) – В. Кретову: 

– Теперь как рождается дорога: заказчиком выступает некто один, изысканиями будущей трассы занимается другой, третий проектирует, четвертый строит, пятый контролирует, шестой эксплуатирует. С кого спросить за качество и сроки исполнения? Так вот, тогда все функции исполнял только «Тюменьавтодор». Сами прокладывали магистраль, сами контролировали. Но ведь для себя делали. Ежегодно вводили в строй до 400 километров шоссе. 

В чем-то, полагаю, можно поспорить с профессором, однако в эти дни и ночи дороги проектируют и строят дети и внуки ветеранов этой важной отрасли. Кажется, переняли от предков все самое лучшее. В момент, когда Великий Реформатор тюменских дорог Юрий Владимирович Куренков приступил к исполнению обязанностей начальника «Тюменьавтодора», Олег Алферов только что появился на свет. А сегодня он – начальник стройки на том самом международном маршруте Е22, то есть на сибирском фрагменте, известном как федеральная трасса Р-402. 

Здесь идет реконструкция: нате вам новую дорогу технической категории IБ с расчетной скоростью движения 100 км/ч с четырьмя полосами. Ширина проезжей части составляет 15, земляного полотна – 22,65 – 40,85, разделительной полосы с барьерным ограждением – 2,65 метра. Плюс многоуровневые путепроводы. 

Да, это единственная российская дорога, соединяющая европейскую часть страны через Урал с Сибирью и Дальним Востоком. Проект обеспечит развитие деловых связей, логистики и экономики не только Тюменской области, но и всей Российской Федерации, а также создаст новые рабочие места и даст стимул для дальнейшего развития близлежащих городов в регионе. 

Это я назвал Олега Алферова начальником стройки, и очень даже правильно. Но в штатном расписании он значится как «начальник участка». В любом цехе участок – это некий закуток. А у Олега под крылом, скажем так, фронт работ составляет 11 километров: от 28-го по 39-й. Что-то делается на каждом метре. Нужен глаз да глаз. На лошади не объедешь. 

Про лошадь вспомнил не зря. На моем веку издавался приказ по «Тюменьавтодору»: «Лошадь под кличкой «Быстрый», масти гнедой, возраст 9 лет, балансовой стоимостью 900 рублей передать вновь организованному дорожному отделу». 

От коняг в нашу эпоху отошли. В настоящее время АО «ТОДЭП» владеет самой современной техникой: автогрейдеры, катки, самосвалы, асфальтобетонные заводы, укладчики смеси, бульдозеры, экскаваторы, погрузчики... И не зря холдинг строит весьма добротные дороги – уж в тройку лучших дорожных организаций РФ входит точно. За опытом к землякам едут со всех городов и весей. 

Олег Алферов передвигается по фронту работ на авто Lada LARGUS – служебная машина. Начальник стройки – за рулем, автор – справа, на пассажирском сиденье. То и дело выходим из кабины. Есть, что показать. 

– Видите, газон зеленеет, – показывает, можно сказать, гид. 

– Как же, – отвечаю, – весна. 

– Весна-то весна, но смотрите, на чем растет травка. 

Травка разрослась на откосе. Откос – этакая наклонная плоскость от края дороги. Если иметь в виду, что полотно поднято над горизонтом на уровень двухэтажного, местами даже трехэтажного дома, то площадь поверхности вырисовывается внушительная. На сию насыпь сначала укладывается геотекстиль, затем георешетка – и все заполняется щебнем. А уж сверху – земля. Дело не только в эстетике, хотя и такой факт имеет значение. Главное – не разрушит откос, вкупе всю магистраль, никакой катаклизм. 

Будучи от природы эстетом, интересуюсь: 

– Поди-ка, всей флорой тут заправляют ландшафтные дизайнеры. 

– Да нет, – отвечает начальник стройки, – все делают откосники: сеют, поливают – вон стоит агрегат КДМ, то есть комплексная дорожная машина. 

«Откосники» – звучит не очень красиво, но под данной фишкой подразумеваются благородные люди – машинисты, водители, операторы, дорожные рабочие. К откосникам, полагаю, можно отнести и геодезиста Дениса Бархатова. Вообще с геодезиста начинается любая дорога и заканчивается тоже им. 

– Пошел по стопам родителей, – рассказывает про себя Денис, – они всю Сибирь исходили. Сам-то я в Сургуте занимался обустройством нефтяных месторождений, а теперь вот стал дорожным геодезистом. Здесь даже интереснее. 

Откос планирует машинист экскаватора Алексей Головин. И зовут его тут на индейский манер: Длинная Рука. По стреле машины. Она бесконечна. Алексей занят планировкой откоса: срезает пласт грунта и отправляет его в кузов тормознувшего самосвала «вольво». Ювелирная работа, можно сравнить хирурга со скальпелем. На конкурсе профессионального мастерства восхищался номером: тюменский машинист «длинной рукой» экскаватора разрезает арбуз, не роняя, на восемь долек. 

Реконструируемый участок на трассе – это сегодня епархия ДРСУ-2. А вот Алексей Головин со своей техникой представляет ДРСУ-7. Но оба подразделения входят в АО «ТОДЭП». Здесь все делают сообща. Так изладили ТКАД, сейчас ведут реконструкцию другой федеральной магистрали – Р-404, она тоже скоростная. 

А вообще в каждом районе региона базировалось ДРСУ, в областной столице – аж три управления. Итого – 24. Ныне их осталось семь. 

– Это вы на волне модной оптимизации произвели реорганизацию? – спрашивал я генерального директора АО «ТОДЭП» Ю. Зинчука. 

– Нет, мы сами к этому пришли, – отвечал Юрий Николаевич. – Ведь материальная часть с обслуживающим персоналом осталась на прежних местах. Зато повысилась управляемость в коллективе. Ну и бюрократический аппарат немного сократили. 

Тем временем каток за катком шествуют по трассе, уплотняя щебеночное основание дорожного полотна. На трассе правят бал прорабы Виталий Головков и Ваган Гамлетович Гаспарян. 

А вот уже в деле агрегат «вольво». Укладывает на полотно ОМС – органико-минеральную смесь. За пультом управления машинист Стас Петелин, мой старый знакомый. Встречались с ним на самых разных дорожных стройках. Ему есть, что передать новому поколению машинистов. Кстати, тут же под рукой это самое поколение: студенты Тюменского лесотехнического техникума проходят практику. Пока в качестве дорожных рабочих. Не успел записать фамилии, да простят меня ребята, но на фото для истории запечатлел. Должен заметить: в «Лесотехе» готовят отменных линейных мастеров. 

Смесь уляжется. Дойдет очередь до асфальта – два слоя: нижний – 10 сантиметров, верхний рабочий – 5 см. И тут, конечно же, применят испытанную в прошлые годы, однако ноу-хау для многих фирм страны, технологию. Сейчас расскажем лапидарно. 

Замечена такая ахиллесова пята укладочной технологии: в момент транспортировки от АБЗ до фронта работ горячая масса остывает, причем неравномерно – в большей степени под днищем, вдоль боков кузова. 

«Тодэповцы» нашли оптимальное решение: используют специальный перегружатель, работающий в «мертвой» сцепке с асфальтоукладчиком (в данном случае новенький «вольво») – этакая спарка. В чреве перегружателя массу ЩМА-10 приводят к однородности и по температуре, и по плотности. Главное – обеспечивается безостановочность укладки: утром сел оператор за пульт и так асфальтирует до конца смены. В конце концов, и вахту можно передать на ходу. 

Данное ноу-хау, естественно, повышает качество дорожных работ, в то же время растет и производительность труда. Понятно, метода требует высочайшей технологической дисциплины. Ну, этого нам не занимать. Вообще- то, принцип впервые применили американцы – это в США дороги служат без капремонта сорок лет, а в отечестве выдерживают в среднем 8. 

...«Лада Ларгус» стопарит у будущего путепровода над Транссибом. На объекте копашатся монтажники – много народа. Далее в разговор вступает мастер ДРСУ-2 Александр Серебряков: 

– Это наши субподрядчики из АО «Мостостой-11» завершают свои дела... 

Тем временем под мостом спешно простучал колесами по сверкающим на солнце рельсам фирменный поезд «Москва – Пекин». 

– Балки между опорами мостовики уложили – значит, пролетное строение готово. Осталось изладить обвязку. А нам – подвести дорогу до самой шкафной стенки путепровода. 

Внизу под нами ходит туда-сюда экскаватор. Когда он доведет до ума котлован и освободит пространство, объемное место заполнит земляное полотно, щебеночное основание, ОМС и асфальт. 

Держа в уме студентов- практиков, озадачиваю начальника стройки вопросом, дескать, как докатился до жизни такой? В роду имелись трассовики? 

– Нет, такого профи никогда не было. А все пошло от лопаты. 

– Как это? 

– Пацаном летом решил малость подзаработать – и в родной Горьковке нанялся дорожным рабочим. Прикипело. Поступил в архитектурно-строительную академию, а окончил вуз, когда он стал университетом. Под чутким руководством доцента Бориса Елькина учился. Уже на четвертом курсе подрабатывал мастером в ТДРП. Жаль, что фирму обанкротили... 

Коротко про ТДРП – Тюменское дорожно-ремонтное предприятие в составе Управления автомобильных дорог Тюменской области. Образцовое и экспериментальное для всего Минавтодора РФ. Его прикрыли нехорошие люди. АО «ТОДЭП» восстановило организацию в виде ДРСУ-2. Не последнюю роль в этом процессе сыграл Руслан Миннуллин, кандидат экономических наук, ныне директор ДРСУ-1. 

Перескакивая многие вехи в биографии начальника стройки, остановимся на отдельных моментах из жизни Олега Александровича Алферова. В качестве мастера и прораба строил взлетно-посадочные полосы в аэропортах Домодедова, Мурманска, Мичуринска, Магадана. Участвовал в возведении нефтехимкомбината от Сибура в Тобольске. Прокладывал ТКАД. 

– Мы, тюменские дорожники, облагородили улицы и площади Ярославля к 1000-летию этого волжского города. 

– Нагрузка на руководителя дорожного предприятия шибко большая. Поди-ка вы, Олег, спорт- смен. 

– Да, два года выступал за родную академию в соревнованиях по лыжам, а еще 10 лет – за Тюменский район. Был командиром взвода на сборах от военной кафедры университета. Вместе с Сергеем Кумышевым «военку» проходили: вон он, Сергей, на трассе – геодезистов курирует. Мы с ним лейтенанты запаса. Пока лейтенанты. 

Беседуем в вагон-городке. На мачтах реют флаги: Российской Федерации, Тюменской области, Росавтодора, «ТОДЭПа». Ниже замечаю мало знакомую аппаратуру. 

– Составные части от хозяйства GPS, – поясняет начальник стройки. – Благодаря этой системе держим связь со всеми подразделениями акционерного общества. 

– Вроде бы США в плане санкций обещают отключить нас от GPS. 

– Отрежут – не велика беда, у нас зарезервирована отечественная система ГЛОНАСС. 

– Значит, Олег, в конце концов, вернулись в ДРСУ-2, бывшее ТДРП. По-прежнему живете в Горьковке, славящейся своими кроликами? 

– Здесь процветает самый крупный в мире кролиководческий комплекс, мама в нем работала. Дом в Горьковке построил своими руками. Потом – баню, тоже сам. Но об этом не пишите. Это личное. 

– Дорожник без бани не может существовать нигде и никогда. 

На этом и прощаемся. Потому что у начальника стройки очень-очень много работы. 

О планах на ближайшую перспективу поведал заместитель генерального директора АО «ТОДЭП» Алексей Павлов: 

– Только на федеральных дорогах нам в этом году предстоит реконструировать, отремонтировать, капитально отремонтировать магистралей общей протяженностью 138 километров, плюс дороги региональные, муниципальные. 

Добавим: нынче в Тюменской области предстоит привести в нормативное состояние 600 километров местных трасс. Работы ведутся круглосуточно. 

Удачи вам, парни, и везения! 

НА СНИМКАХ: машинист Стас Петелин со студентами-практикантами; начальник стройки Олег Алферов. 

Юрий МАШИНОВ /фото автора/ 


54692