АПК
В Тюменской области продолжается массовый сев яровых в условиях недостатка влаги в так называемой доступной форме. Это когда растение не в состоянии взять ее на глубине до 20-25 сантиметров. Уже второй год департамент АПК объявляет магистральным направлением в растениеводстве применение жидких удобрений, что позволяет не только уменьшить объемы минерального питания, но и помогает зерновым и зернобобовым выстоять в условиях дефицита влаги. О достоинствах и ошибках применения новой технологии нашему обозревателю рассказывает эксперт по аграрным вопросам «ТП», организатор сельхозпроизводства, кандидат сельхознаук Владимир ПОМИНОВ.
– Владимир Андреевич, жидкие удобрения давно применяют фермеры западных стран. Эта технология приживается и на полях отечественных сельхозпроизводителей с более высокой агрономической культурой. Тюменские земледельцы, если честно признаться, внедряют жидкие удобрения наобум, следуя рекомендациям из Интернета. Специальную учебу с ним никто не проводил.
– Действительно, нашим земледельцам пока сложновато перейти от упрощенной модели к более передовой. Весной внесут два центнера азотных удобрений, а потом сидят и ждут урожая. С таким подходом даже применение жидких удобрений не гарантирует высоких урожаев. Ведь каждая фаза развития, как у людей, требует определенного объема питания. Если ребенок маленький, то еды ему нужно немного, в подростковом и взрослом состоянии – побольше, старикам – меньше. Так и растение. Скрупулезная работа должна начинаться с анализа содержания в почве влаги, азота, фосфора, калия, серы и шести обязательных микроэлементов, недостаток которых необходимо компенсировать.
– Уже появились скептики, которые после первого неудачного опыта отказались от применения жидких удобрений.
– Мне довелось участвовать во внедрении этой технологии на территории региона еще до объявления ее магистральной. Мой ответ скептикам – рассказ краснодарского фермера Юрия Перетятько, который стабильно получает 80 центнеров пшеницы с гектара. «Ко мне приехал коллега из Германии, – поделился он, – и сразу же спросил: «Почему ты не встречаешь меня в поле?». Ответил, что три дня назад подкормил растения и жду следующей фазы. Немец вновь донимает вопросами: «Почему сейчас не кормишь растения? Ты же сам сегодня кушал!». Я был в шоке от информации, что они там постоянно питают растения, до 10-12 раз в сезон. В итоге гость назвал меня лентяем. И это при том, что в моем арсенале четыре обработки».
А у нас в регионе в течение всего вегетационного периода предпочитают обрабатывать и подкармливать в лучшем случае два раза – в фазы кущения и колошения. Внесение жидких удобрений может применяться совместно с гербицидами, биопрепаратами и другими средствами защиты растений. Немец при многократном кормлении зерновых дает на квадратный метр около двух литров влаги, которая может уберечь от засухи. Доказано, что распыление даже стакана воды по листу является скорой помощью, сохраняющей надежду хоть на какой-то урожай.
– Охарактеризуйте жидкие удобрения.
– Если обратиться к распространенной КАС-28 (карбамидно- аммиачной смеси), то содержащийся в ней нитратный азот (12,8%) обеспечивает мгновенное действие, и его еще называют стартовым. Аммонийный (4,8%) – изменяется в нитратную форму и работает 1-3 недели в зависимости от температуры почвы. Амидный азот (10,6%) в результате деятельности почвенных организмов переходит сначала в аммонийную форму, а затем уже в нитратную. Таким образом, растение пролонгированно обеспечено питанием в течение шести недель.
– Если сравнить КАС с традиционными гранулированными минеральными удобрениями…
– При применении простой аммиачной селитры действующее вещество усваивается только на 40%, а остальное ложится в землю мертвым грузом. Поэтому требуются дополнительные расходы на известкование полей, внесение доломитовой муки или кальция в жидком виде.
– В некоторых сельхозпредприятиях продолжается разбрасывание гранулированных азотных удобрений по поверхности пашни. Через два часа после этого поднимаешь с земли капсулу – в ней сквозная дырка, через которую испарился азот. Как говорится, пустили деньги на ветер.
– Несмотря на такое безответственное внесение «минералки» горе-аграрии претендуют на бюджетные субсидии. Хотел бы остановиться на гербицидной обработке, которая многое проясняет в неудачах внедрения технологии жидких удобрений. Сегодня земледельцы сетуют: гербициды стали очень дорогими. В рекомендациях по внесению говорится: 0,5-1,5 литра на гектар. Разница в применении большая и цена вопроса огромная. Пол-литра средства хватает для эффективной обработки лишь при использовании воды с нейтральным рН. Если она кислая, то мы должны купить гербицидов в три раза больше. Не секрет, что самая доступная для растений нейтральная дождевая вода. С ней не может сравниться влага ни из одного водоема, колодца, скважины. Поэтому для эффективных обработок и применения жидких удобрений требуются установки водоподготовки.
– Помнится, вы как-то приводили следующий пример: рН сока в соломине зерновых составляет 6-6,5, то есть, почти нейтральный. А рН крови человека 7,3-74. Если изменить эти параметры в физрастворе, в который вводят лекарства, то возможен летальный исход. Иногда крестьяне не понимают, почему чахнут зеленые растения, получает «ожоги» газонная трава… Для их обильного полива используется вода из скважины с высокой кислотностью. Да еще мы добавляем в нее гербициды. Об этом я рассказал во время осмотра мини- завода по изготовлению жидких удобрений без специальной водоподготовки. В ответ присутствующие только посмеялись.
– Я обеими руками за жидкие удобрения. Однако к этой технологии надо серьезно готовиться. Ничего не имею против мини-заводов, если там все организовано грамотно. Тем не менее являюсь сторонником крупных заводов с хорошо оснащенными лабораториями, которые тщательно следят за технологическими процессами. Передовое алтайское предприятие ЗАО «Орбита» почти на половине площадей из 66 тысяч га работает с жидкими удобрениями. Они завозят карбамидно-аммиачную смесь с завода в Кемерово, имеющего превосходную лабораторию. Каждая партия жидких удобрений тщательно проверяется. Бывает, продукцию бракуют. Мы все помним, как на часто засушливом Алтае еще десятилетия назад собирали не более 15 центнеров зерна с гектара. Сегодня «Орбита», применяя современные технологии, добилась продуктивности полей с озимой пшеницей 70-90 центнеров с гектара, рапса, подсолнечника и масличного льна – по 20 ц/га, а яровой пшеницы – 45-50 ц/га. И на заводе в городе Кирове я видел хорошо оснащенную лабораторию, которой заведовал инженер-химик. Там тоже ведется кропотливый анализ по многим параметрам. При кустарном производстве, отсутствии лабораторных исследований мы запросто можем превратить КАС в нерабочее удобрение.
– Все ли хорошо изучено в производстве и применении жидких удобрений?
– К высокой урожайности алтайская ООО «Орбита» пришла после многолетних исследований и опытов. Прикладная наука могла бы помочь в изучении жидких удобрений с учетом применения в Тюменских условиях. Они не вымываются как аммиачная селитра из почвы осадками вниз – в «мертвую» зону. КАС можно применять как основное удобрение с осени. Тем не менее наши сельхозпроизводители этого боятся. При использовании гербицидов растение испытывает стресс – замирает и не растет до семи дней. Из шокового состояния его можно вывести на три дня раньше, если применять жидкие удобрения с добавлением стимуляторов роста. Когда мы знаем, что усвояемость КАСа достигает 95-96% и до каждого зернышка доходят питание и влага, можно уже сэкономить на норме высева.
– Жидкие удобрения – не панацея, если применять эту технологию отдельно от других агротехнических приемов.
– Согласен с вами. В хозяйстве должен быть составлен грамотный севооборот на перспективу. Чтобы вырастить урожай, надо применить азот, фосфор, калий, серу и шесть микроэлементов, накопить влагу в почве и определить самые оптимальные сроки внесения питания для развития корневой и зеленой вегетативной системы. Если сеешь пшеницу, то должен знать о ней все: как развивается колос, с какого времени зацветает, почему у него внизу появилось много пустых чашелистников, где должно находиться зернышко. Если в этой цепи что-то упустить, добрых результатов не жди. У тех, кто хочет хозяйствовать по-новому, должна быть система. Нельзя, например, сказать: «Все, завтра я перехожу на передовые технологии». И при этом не позаботиться о подготовке почвы к осени, не знать о запасах влаги в ней...
– Более того, немало специалистов в хозяйствах, не ведающих, какие почвы на территориях их ответственности. Информацию о их составе они получают после субсидированных исследований раз в пять лет. В другое время просто не хотят тратиться на это. К тому же редкие изыскания дают весьма ограниченные сведения.
– Не дело, когда земледелец не знает характеристик почвы на разных полях и содержания влаги в ней, что лучше на них посеять; как эффективно и в каком объеме подкормить, в какие фазы… А кончится эта маниловщина тем, что насыплет специалист гранулированных удобрений и обо всех новациях забудет. Будет ждать осени, когда созреет урожай. Сработало – слава Богу. Не получилось – на голубом глазу отговорится: «Погода подвела. Засуха, будь она неладна, все карты спутала». А в это время соседнее хозяйство намолотит с гектара вдвое больше хлеба.
НА СНИМКЕ: внесение минеральных удобрений.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/