ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

ВЕСЕННЯЯ ЗОРЬКА

В этом году весенняя охота прошла по новым правилам. Нововведение даёт большие преференции владельцам подсадных (манных) уток. Для них сезон длится целый месяц – с 15 апреля по 15 мая. Без такой помощницы охотиться можно, как и прежде, всего 5 дней: в южной зоне области – с 7 мая, в северной – с 14 мая. О том, как прошла весенняя кампания, об отношении к новшеству рассказывают наши авторы.


ЗАМАНУХА 

К рассвету распогодилось, но мелководье Малого Плоского успел застеклить утренник. На зорьке ожидал подлёта уток к своим манишкам. 

Мой товарищ по многочисленным охотам стоял метрах в ста от меня, и вскоре с его стороны раздался первый выстрел, потом прозвучали второй и третий. Селезни, будто загипнотизированные, повалили к его манишкам. 

– Буду я на тебя патроны тратить! – горячился он, стаскивая на воду свою надувнушку. Потом, живо работая веслами, догонял подранка. Догнать не удалось, и Владимир потратил еще два заряда, чтоб добрать птицу. 

Я понял, что стал простым зрителем представления, которым начиналось очередное открытие весенней охоты на юге Тюменской области. Оно состоялось нынче 7 мая. Птица ко мне не шла. Мне не хотелось мириться с ролью зрителя, и я переместился на южный берег озера. Манишки кивали головами каждой волне, солнце вскоре осветило выброшенные вчерашним штормом грязно-белые валы пены, возле них суетились трясогузки, что-то выискивали. В трёх шагах от меня прошмыгнул горностай, он был в летней, мышиного цвета шубке. Зверёк воровато покосился в мою сторону и скрылся в тальниковом подросте. Всё живое было озабочено поисками еды. Завтрак – дело святое! 

Все-таки дождался своей удачи. После выстрела влет селезень картинно упал шагах в тридцати от меня. Его белый испод тут же замаячил на весь плёс. Оказывается, хищные птицы, как и собаки, знают о значении выстрела. Первыми соблазнились халявой две чайки. Они закружили с явно алчными намерениями завладеть нежданным трофеем. Но я встал, обозначил своё присутствие и крикнул: «Вон отсюда, кыш!». 

Чайки не стали противоречить и свернули в сторону. Но тут же в воздухе зашелестели крыльями серые вороны. Пожалел на этих разбойниц заряд и повторил им те же рекомендации. Вороны, увидев меня, затормозили крыльями и молча удалились в сторону жнивья. Но уже через несколько секунд в воздушном пространстве их сменил другой хищник. Это был крупный камышник, с высоты своего полёта он тоже жадно вперил свой взгляд на утку. Я крикнул ему: «Осторожно!». Хищник понял мое предупреждение, но меня разбирала злость: какие же вы все здесь зоркие! Я встал и пошёл кромкой берега к своей добыче. Волны вытолкнули утку на песчаную отмель, я наклонился и взял её за лапки. 

На обратной дороге домой тормознул возле таловых кустов, в которых находилась засидка моего товарища. 

– Александрович, располагайся рядом со мной. Тут места хватит на двоих! – предложил Владимир. 

Я последовал его совету и уселся рядом с ним под сенью еще не озелененного листвой тальника. Сам охотник в это время комфортно расположился в камуфляже цвета хаки на раздвижном стульчике, тут же стоял термос с горячим чаем. Стрелял Володя отлично, практически навскидку: птица не успевала даже оглядеться, как раздался ружейный удар. 

– Пора домой, – засобирался мой напарник, – надо что-то и на завтрашнюю зорьку оставить. 

В наших путевках значилось: добывать уток нынче можно без ограничения. И это при том, что самки в эти майские дни уже насиживали яйца. Неужели в областном Госохотдепартаменте нет ни одного специалиста с охотоведческим образованием? Иначе как объяснить и запоздалое открытие охоты (с 7 по 11 мая), и право добывать уток без всякой нормы? А может, эти щедроты пролоббированы хозяевами частных охотхозяйств в качестве заманухи? 

Юрий БАРАНОВ, Армизонский район 

* * *

И КТО ПРИДУМАЛ ТАКИЕ СРОКИ? 

Весна нынче, честно говоря, расстроила. Это я про странные, просто издевательские сроки открытия весенней охоты на селезня с чучелами – с 7 по 11 мая. 

В этой охоте немало прелестей. Потому как наслушаешься и насмотришься, как к тебе с режущим воздух и слух, шипящим от пикирующего захода на посадку звуком приближаются стайки пролетной нырковой утки, что аж вжимаешься внутри скрадка! И, растопырив лапы, садится то табун гоголя, то табун хохлатой чернети, то вдруг неописуемой красоты лутки или большие крохали. С подсадной уткой весной такого не вдруг увидишь, там к твоей громко и пронзительно крякающей утке садятся только селезни определенных видов. Другими словами, не увидишь разнообразия всей массы водоплавающей. 

И вот нынче охотничья власть так неудобно сдвинула сроки на весеннюю охоту с чучелами. Ведь к 7 мая основная масса пролетной птицы уже проходит наши широты к местам гнездования на необъятных Северах. Другими словами, чиновники оставили нас практически без охоты, руководствуясь непонятно чем. 

Сергей БАКЛАНОВ, г. Тюмень


54716