ВОДОПРОВОДНАЯ МАГИСТРАЛЬ

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ 

Улица Водопроводная начинается у реки, ведет к Центральной площади, далее упирается в ул. Ленина. Она сохранила свое родное название, данное в честь знаменательного исторического события.

К БЛАГАМ ЦИВИЛИЗАЦИИ 

В давние времена девки и бабы ходили на реку, набирали воду в ведра и тащили их на коромыслах в свои дома. Спуск к Туре был страшно крут и неудобен. Как отмечает летописец Сибири Николай Абрамов: «Тюмень расположена по обеим сторонам реки Туры, из коих правая – нагорная, имеющая перпендикулярную высоту от 10 до 12 сажень, левая же луговая и низменная… В реке Туре рыбы: нельма, язи, окуни, чебаки и ерши». Вода была чистая, пригодная для питья и стирки белья. 

Крепкие мужчины подъезжали к берегу на лошадях, запряженных телегами, наливали воду в большие бочки и везли их в город. За доставку брали умеренную плату. Если случались пожары, то улицы, застроенные деревянными домами, выгорали полностью. Разбушевавшееся пламя потушить с помощью примитивного способа доставки воды было невозможно. Для нормальной жизни Тюмени нужен был водопровод. 

Инициатива его постройки принадлежит городскому голове Ивану Алексеевичу Подаруеву, занимавшему эту почетную должность в 1861-1863 годах. На приобретение «водоподъемной машины» была объявлена добровольная подписка сбора средств. На нее охотно откликнулась тюменская денежная аристократия: Семен Трусов, Михаил Корчемкин, Иван Трусов, Петр Ядрышников, Альфонс Фомич Поклевский- Козелл, Кондратий Шешуков, Марьян Комаров, Иван Решетников и прочие лица. Собрали 11 950 р. 

Но по составленной смете требовалось 25 560 рублей. Пришлось инициатору г-ну Подаруеву пожертвовать недостающую сумму из своих сбережений. 

Иван Алексеевич не мог откладывать начатое дело, так как 29 (ст. стиль) мая 1862 года с подданными Великобритании механиками Гектором Гуллетом и Константином Гаксом был заключен контракт на устройство «водоподъемной машины». 

В 1863 году на улицах города начали рыть глубокие канавы, чтобы уложить в них трубы водопровода, и как обычно бывает, при строительных работах возникли беспорядок, неудобства для проезда гужевого транспорта и движения пешеходов. Городничий возмутился: «Во что превратили город!» Потребовал от городской Думы «скорейшего окончания устройства водоподъемной машины, канавы засыпать и улицы выровнять». Гласные вразумили нетерпеливого городничего, что непонимание ситуации может «вынудить у благотворительных граждан некоторое охлаждение в дальнейшем предприятии в столь полезном для города деле». И тогда начальнику города пришлось уступить. 

Продолжение истории узнаю из внушительного по размерам рукописного журнала городской Думы 1863 года, что хранится в госархиве Тюменской области: «Верхотурское лесничество просит объявить купцу Подаруеву, чтобы он прислал кого-либо в г. Верхотурье за получением билета для вырубки лиственничного дерева на устройство в г. Тюмени «водоподъемной машины». Сделана любопытная заметка, что гласные собирались почти в 8-м часу вечера, обязанности городского головы выполнил Лука Степанович Лаврентьев, так как г-н Подаруев страдал тяжелой болезнью. 

Дело продолжил его сын, известный купец-меценат Прокопий Иванович Подаруев. Все необходимые инженерно-строительные работы были выполнены, и 19 июля 1864 года Прокопий Подаруев, «желая воздать благодарение Всевышнему, помощнику во благих предприятиях, пригласил духовенство и граждан города, представителя губернского правления М.П. Курбановского, окружного начальника, городничего на божественную литургию по отслужении благодарственного молебна об успешном окончании работ и благополучного действия водопровода в будущем». 

День был солнечный и прекрасный, собравшиеся после литургии замерли в ожидании – что за чудо-технику придумали «англицкие анженеры»? «Водоподъемной машине» дали ход, и народ изумился, увидев ее полезные плоды. Паровая машина нагнетала воду из колодца в особый резервуар. Из него вода шла по подземным трубам в чугунный бассейн. На Александровской, главной площади города (сейчас Борцов революции) находился этот «волшебный» бассейн – живительный источник, откуда питьевую воду наливали в бочки и развозили по домам тюменцев за установленную плату. Это пустопорожнее место подле своего дома для устройства бассейна пожертвовал купец Илья Степанович Брюханов. 

Так в Тюмени построили водопровод, раньше, чем в других городах Сибири и Урала. Это стало нерядовым событием в масштабах Российской империи. О нем сообщили не только «Тобольские губернские ведомости», но и столичный журнал «Современник»: «Машина нагнетает воду из колодца… в резервуар, установленный в особом каменном здании на горе, в расстоянии 50-ти сажен от первого корпуса у реки». 

Первый год «водоподъемную машину» обязан был содержать и следить за ее исправной работой Гуллет, затем в трехлетний срок он отвечал «за все могущие случиться у нее повреждения». 

Тюменская водокачка представляет собой: «Строение каменное одноэтажное, крытое железом о шести окнах, длиной семь саженей, шириной семь саж., высотой – шесть саж., в подвальном этаже устроен колодец». (Сажень – мера в 3 аршина = 2, 1336 м; аршин = 0, 711 метра). 

Производительность водокачки в сутки составляет 20 тысяч ведер, на каждого жителя – по полтора ведра. 

«ИНТЕРЕСНАЯ ШЕЛЬМА» 

Не во все дома пришел водопровод, и многие горожане продолжали пользоваться услугами водовозов. Иногда «водных дел мастера» нарушали общественный покой, о чем писала местная пресса: несмотря на запрещение обивать обледеневшие чаны на улицах Тюмени, водовозы продолжают это делать. Одного из них задержала полиция. Он принялся оправдываться, но ему разъяснили, что «водовозы должны для обивания выезжать за черту города и не мешать спокойствию тех, кто живет в домах». 

Эти поставщики коммунальной услуги во всех городах чувствовали свою значимость, как поется в известной песенке: «человеку без воды – ни туды и ни сюды!» 

«Московский водовоз, в высшей степени интересная шельма, – писал Чехов. (Эти же слова можно отнести и к тюменскому снабженцу водой). – Он, во-первых, полон чувств собственного достоинства… Во-вторых, он никогда не боится: ни вас, ни мирового, квартального… Если он не привезет вам воды…, вы не можете протестовать. Жаловаться негде и некому…» 

«Правда, «ходить королем» приходилось недолго. Век водовоза был короток: «от напруги мышц, от истощения сил, от опасных изломов и ушибов» они завершали карьеру к 40 годам. 

У каждого доставщика была своя клиентура. Интересно, что часто именно водовозы сообщали горожанам самые свежие новости, а не разносчики газет», – сообщает журнал «Загадки истории», 2021 г. 

Со временем водопроводные трубы проложили по центральным улицам, и постепенно профессия водовоза ушла в «небытие». 

Улица, по которой шла главная магистраль водопровода, получила название Водопроводная, а начиналась она от резервуара водокачки, который, увы, не сохранился. Когда велась застройка современных зданий, в грунте на глубине 5 метров находили деревянные трубы от старого водопровода. А один из строителей рассказал мне легенду, которую в детстве услышал от своего деда: «На Водопроводной богатый купец в стену своего каменного дома заложил золотой кирпич, чтоб великое счастье было. После революции купец хлебнул немало горя. 

А дед мой в первые годы советской власти служил на бывшем заводе Колмогорова. В семье моих предков были верующие, посещали Всехсвятскую церковь, что неподалеку от ул. Водопроводной. Дед сердился: «Опять ходили в дом, где все поют!», так в семье называли церковь». 

Адрес старинного особняка с золотым кирпичом я узнала, но увы, не нашла там таинственный дом… 

МАКЕТЫ СВЯТЫХ МЕСТ КУПЦУ РОГОЖНИКОВУ 

Но посмотрим, какие здания из давних лет живут на Водопроводной. 

Двухэтажный каменный особняк №3 и небольшой флигель по ул. Осипенко, 13 (бывшая Томская) – это усадьба тюменского купца 2-й гильдии, владельца кожевенного завода Осипа (Иосифа) Антоновича Рогожникова. Его отец – Антон Степанович – тоже был купцом, имел дом на улице Береговой, по соседству с известным семейством Колмогоровых. Можем полагать, что в Зареке прошло детство и юность нашего героя. 

Осип Рогожников получил признание в обществе: был товарищем директора городского общественного банка, депутатом по следственным делам, гласным городской Думы (1881 год). 

Окунуться в ту эпоху помогают воспоминания С.И. Карнацевича. Станислав Иосифович со слов своего отца рассказывал: «…жена купца Рогожникова (дом его сохранился по ул. Красина, 2-этажный деревянный) говорила, что во время запоя у ее мужа появлялось желание ездить по разным святым местам, монастырям и молиться. И вот жена заказала сделать ему ряд макетов различных монастырей и святых мест. И купец Рогожников во время запоя, не выходя из дома, объезжал эти «святые места». 

Жаль, не указано имя купца, возможно, о ком-то из родственников Осипа Антоновича идет речь. 

А Осип Антонович, разбогатев, построил усадьбу на Водопроводной. Через сто лет ее постройки признали памятниками архитектуры. В 1990-х годах красоту воссоздали по проекту тюменского архитектора Александра Клименко, вернули памятнику утраченную галерею. Позже достроили корпус, который вплотную подошел к флигелю. 

Приятно, что появилась здесь охранная доска, рассказывающая о ценности культурного объекта, и даже помещен портрет Рогожникова. Увидеть подобное оформление – редкость для Тюмени. 

(Продолжение следует).  

НА СНИМКАХ: здесь была водокачка; флигель усадьбы Рогожникова с охранной доской. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


54248