ВЕРА
АПРЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ТРЁХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
На мусульманском календаре сейчас рамазан (рамадан) – девятый месяц лунного года хиджры.
«Весь этот месяц, – гласит старая энциклопедия, – мусульмане проводят в строжайшем посте, вследствие чего в народе слово «рамазан» употребляется часто и в смысле мусульманского поста. Начиная с того момента, когда становится возможным отличить белую нитку от черной и до захода солнца воспрещено мусульманам есть, пить и иметь отношения с женой. Коран воспрещает даже… купаться, вдыхать благовонный запах, проглатывать слюну, целовать женщину. Кто принимает лекарство, должен для очищения накормить бедняка… Во время рамазана приостанавливаются всякие торговые сношения и даже государственная деятельность, самые важные дела откладываются до следующего месяца. От соблюдения поста освобождаются только роженицы и лица, находящиеся в походе или в путешествии».
– Хоть это и старая книжка, но почтения к ней нет, многое неверно и неточно, – сказали мне имамы. – Да, рамазан действительно идет с начала апреля. Но вот что касается воспрещения купания – это не совсем так: душ, например, можно принимать, но так, чтобы вода не попала внутрь организма. «Воспрещается вдыхать благовонный запах, проглатывать слюну» – ну, это просто преувеличение. Наоборот, мы ходим на моления в дни рамазана в чистых, праздничных одеждах, которые должны благоухать – используем ароматные вещества. Про еду сказано верно: нельзя съесть и кусочка более горошины, нельзя принять внутрь хоть каплю воды. Что касается торговли, государственной деятельности – пожалуйста, занимайтесь. Но следует помнить: совмещение поста и напряженной работы часто просто невозможно. К тому же, по нашим обычаям, разрешается не поститься престарелым людям, дабы не усугублять их болезненное состояние.
По окончании рамазана устраивается большой праздник разговения – Идуль-Фитр. Начинаются трапезы, люди идут на кладбище, посещают родственников.
«Пасха (Песах) – один из трех великих иудейских праздников, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского, – сказано в 44-м томе словаря Брокгауза и Ефрона (1897 г.). – Пасха раньше продолжалась с вечера 14 по 21 месяца авива, или нисана, соответствующего последней половине марта и первой половине апреля… В настоящее время евреи празднуют Пасху восемь дней, в течение которых они воздерживаются в пище от всего «квасного». Вечером 13 нисана еврей производит обследование дома с целью собрать остатки квасного хлеба, которые на другой день сжигаются. К отличительным особенностям праздника относилось употребление евреями только опресночных хлебов, а не кислых… В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни.
Праздничными днями считаются собственно лишь два первых и два последних дня, остальные четыре – это «праздничные будни», во время которых работа не возбраняется. В первые два вечера совершается особая, торжественная трапеза с символическими обрядами, напоминающими о рабстве евреев в Египте, об избавлении от него, о жертвоприношении.
По приходе из синагоги глава семейства совершает освящение праздника над чашей вина и садится к столу, причем старается по древнему обычаю «возлежать», затем вкушают горьких трав (в воспоминание горестной жизни и тягостного рабства). Малолетний сын задает отцу четыре установленных вопроса о причине торжества, в ответ на это вся семья читает «пасхальную агаду», повествующую об исходе евреев из Египта… По окончании трапезы наполняют вином чашу в честь пророка Илии, ожидаемого предвестника Мессии».
Современные раввины утверждают: обычаи эти не меняются уже более 33 веков. А праздничные ужины теперь устраиваются не только в семье, но и в синагоге.
После еврейской Пасхи 24 апреля наступает православная. В Страстную седмицу все дни называются великими по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью. А страсти – это страдания, которые претерпел на кресте Христос за грехи человеческие. Отсюда и неделя, когда он был предан, осужден и возведен на Голгофу, распят и когда воскрес, называется неделей Страстной. Во всю неделю для верующих полагается особенно строгий пост. В Великий понедельник вспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибающего в нераскаянии. В Великий вторник – притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном Суде и другие. В среду вспоминают о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и через это приготовившей Его к погребению.
Перед верующими в эти великие дни проходит вся жизнь Христова, все чудеса, сотворенные им на Земле, и все Его учение. В Великий четверток следует рассказ о Тайной вечере, на которой Господь установил таинство святого причащения. В тот же вечер Иуда, омраченный страстью сребролюбия, предал своего учителя. В Великую пятницу вспоминается Церковью суд и осуждение Господа. Его распятие, страдание и сама смерть на кресте. На вечерне в тот день из алтаря на середину храма выносится плащаница – покров, которым был обвит Спаситель перед положением в гроб. А в Великую субботу вспоминается Его погребение. На вечерне священник и дьякон снимают с себя черные ризы и облагаются в светлые, изображая ангелов, сошедших с неба с целью отворить камень от дверей гроба. Все служит в субботу приготовлением к великому торжеству Воскресения, когда вот-вот зазвучит долгожданное: «Христос Воскресе!..».
Валерий ИКСАНОВ