КРИК ДУШИ
В свое время этот двор (Орджоникидзе, 67) был образцово-показательным. Уютный уголок в центре Тюмени, утопающий в зелени и цветах, их собственноручно высаживали жильцы, и они же за ними ухаживали. К тому же двор был абсолютно безопасным: хватало одной-двух бабушек на лавочке, дабы присматривать за разновозрастной ватагой ребятишек, спокойно играющей на площадке. И даже ветры перемен не сразу коснулись этого уголка.
Есть мистическое поверье, что жить рядом с Централом опасно для психики. Да и вообще, рядом может оказаться разномастный контингент. Но те молодые бабушки, гулящие ныне со своими малышами и выросшие в том дворе в 70-80 годах, ничего подобного не помнят. Наоборот, двор у них ассоциируется со счастливым детством.
Все стало меняться в конце 90-х. От подъездов исчезли скамейки, поскольку на них тусовалась молодежь с бутылками пива и прочие сомнительные личности. Клумбы заросли травой, поскольку заботиться о них стало напрасным трудом – вытопчут, собаки обгадят. Постепенно детская площадка тоже пришла в упадок, и только деревья продолжали радовать глаз.
Но уже в относительно спокойные нулевые и они помешали. Не вандалам… Автомобилистам! Зачем столько зелени, если есть более насущные проблемы – негде припарковаться. И целая аллея едва не пошла под нож. Тогда ее спасли активные старушки и подключившаяся к ним продвинутая молодежь. Дошли до депутатов, и двор сохранили. Заново отстроили детскую площадку, стали появляться клумбы, опять- таки разведенные заботливыми пенсионерками.
Но если действовать нахрапом не вышло, стали гадить местами. Сначала под натиском парковки исчезли рябины, росшие здесь несколько десятилетий. Потом кому-то помешала береза у подъезда. А недавно провели такую обрезку деревьев, что даже у суровых мужиков защемило сердце. Вместо раскидистых деревьев появилась аллея пеньков, а срезанные ветви грузили самосвалами. Часть жильцов пыталась бороться, другие махнули рукой – будь что будет. Но в пересудах поговаривали – если деревья не оклемаются, точно расширят дорогу. А некоторые граждане уверяли – когда шла обрезка деревьев, березы плакали. То ли жалели своих друзей, то ли предчувствуя свою судьбу.
НА СНИМКАХ: аллея пеньков.
Юлия ВЛАДИМИРОВА /фото автора/