ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геолог для ООО «Газпром добыча Уренгой», как и для всего Ямало-Ненецкого автономного округа, – профессия знаковая и определяющая. Десятилетия назад открытие геологами в регионе ряда месторождений предопределило развитие Ямала: на карте стали появляться новые города, на Крайний Север потянулись десятки и сотни тысяч людей.
Эпоха открытий в округе еще не завершилась. На геологических картах появляются все новые месторождения, а «белых пятен» в глубоких горизонтах становится все меньше. Ближайшие перспективы ООО «Газпром добыча Уренгой» во многом связаны с разработкой ачимовских отложений Уренгойского месторождения. На эту тему и в целом о важнейшей для газодобывающего предприятия профессии мы поговорили с заместителем начальника – главным геологом Газопромыслового управления по разработке ачимовских отложений (ГПУ п РАО) газодобывающей компании Александром ОСМАКОВСКИМ.
– Александр Александрович, расскажите о своем профессиональном становлении. Когда Вы решили, что хотите связать свою жизнь с геологией?
– Высшее образование я получил в Тюменском государственном нефтегазовом университете (с 2016 года – Тюменский индустриальный университет, прим.) по универсальной для отрасли специальности «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Производственную практику проходил оператором по добыче нефти и газа в Уренгойском газопромысловом управлении (УГПУ), как в технологии подготовки газа на установках комплексной подготовки газа, так и в добыче, выполняя работу по обслуживанию фонда скважин. Тогда я для себя отметил, что работа «в поле», непосредственно с фондом скважин мне гораздо ближе и интересней, чем работа в цеховых условиях. Поэтому после окончания университета в 2003 году трудоустроился оператором по исследованию скважин в геологическую службу УГПУ. Работая «в полях», постепенно вникая в тонкости профессии, открывая новое для себя, убедился, что это был правильный выбор, что геология – именно та профессия, в которой хочу развиваться и с которой хочу связать свою карьеру.
После шести лет промыслового опыта продолжил свою трудовую деятельность сперва в геологи- ческом отделе УГПУ, затем в отде- ле капитального ремонта сква- жин, занимаясь геолого-техни- ческими мероприятиями на фонде скважин месторождений ООО «Газпром добыча Уренгой». В 2019 году перешел в ГПУ п РАО.
– Был ли среди Ваших коллег человек, которого могли бы назвать учителем, наставником, на которого равнялись и за которым шли?
– Начиная с промысла, я бы в первую очередь отметил весь дружный коллектив геологической службы Уренгойского газопромыслового управления. Производственные вопросы решались всегда сообща, в режиме обсуждений и дискуссий, бывало и в нерабочее время. Ощущалась поддержка как промыслового геолога Владимира Чечелюка и мастера по исследованию скважин Сергея Лащака, так и руководства геологической службы. Далее, уже в геологическом отделе УГПУ, подход к решению производственных задач был аналогичным, специалисты всегда помогали с любыми вопросами. Здесь хотелось бы отметить главного геолога УГПУ Александра Торощина, который мотивировал к саморазвитию, получению дополнительных знаний, ставил непростые задачи, на которые приходилось искать ответ, изучив определенную литературу, грамотно подводил к их решению. Такое слаженное командное взаимодействие вкупе с саморазвитием каждого специалиста – лучшая школа для любого профессионала.
– А какими качествами, личностными и профессиональными, должен обладать человек, чтобы стать высококлассным специалистом? Какой он – современный геолог?
– Современный промысловый геолог отличается от стереотипного образа, который обязательно включает в себя бороду, свитер, молоток, рюкзак, гитару… Одно из важнейших качеств, и этого мы ждем от молодых специалистов при трудо- устройстве в наш филиал, – желание и умение обучаться новому не только в своей сфере, но и в смежных областях и науках. Во многом наша работа завязана на анализе и систематизации огромного объема данных, поэтому пытливый ум, разностороннее развитие, «блеск в глазах», умение анализировать – залог становления хорошего геолога.
– Какие цели и задачи стоят сегодня перед коллективом геологов Газопромыслового управления по разработке ачимовских отложений?
– Основная цель, которая стоит перед специалистами, связанными с газодобывающей сферой, – это обеспечение эффективной и рациональной разработки месторождения. Из этого выстраиваются и многочисленные задачи. Среди главных – проведение ряда промыслово-исследовательских работ, на основании которых составляются технологические режимы функционирования скважин, уточняются и дополняются проектные показатели разработки месторождений. Контроль за разработкой позволяет прогнозировать и достигать проектных показателей по добыче углеводородов, обеспечивать долгосрочную эксплуатацию фонда скважин.
– Перед приходом в ГПУ п РАО Вы работали с сеноманскими и валанжинскими скважинами, которые были введены в эксплуатацию десятилетия назад. Сейчас в числе ваших задач – покорение ачимовского горизонта. В чем заключаются основные трудности работы с этим пластом?
– В сравнении с сеноманскими и валанжинскими, ачимовская залежь характеризуется более сложным геологическим строением, низкими фильтрационно-емкостными свойствами и аномально высоким пластовым давлением. Основные трудности здесь связаны с низкой проницаемостью пород- коллекторов. Поэтому для запуска ачимовских скважин в эксплуатацию применяется интенсификация притока методом гидроразрыва пласта. Опыта работы с такими сложными залежами мало даже в мировой практике.
Сейчас эксплуатационный фонд газоконденсатного промысла №22 (ГКП-22) составляют 73 скважины. Проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию еще 57 скважин газоконденсатного промысла № 21.
По мере разбуривания фонда скважин ГКП-21, постоянно анализируются поступающие геофизические материалы, уточняется геологическая модель, что влечет за собой необходимость корректировки проектных решений. Поэтому строительство ачимовских скважин требует индивидуального подхода, так как каждая из них имеет свои уникальные особенности, свой характер, что делает нашу работу сложнее и в то же время гораздо интереснее.
С другой стороны, каждая скважина – это новый вызов и новое открытие, без чего геология немыслима как наука.
– Какие еще планы и перспективы на ближайшее будущее строят геологи ГПУ п РАО?
– В текущем году будет интересен запуск скважин ГКП-21, вывод их на режим и проведение промысловых исследований после стабилизации параметров работы в течение нескольких месяцев. Результаты исследований позволят определить реальные возможности каждой скважины, задать технологический режим эксплуатации, спрогнозировать уровни добычи газа и конденсата.
В ближайшей перспективе планируется завершить строительство всех скважин ГКП-21, в том числе четырех скважин с субгоризонтальным окончанием и проведением многостадийного гидроразрыва пласта в рамках опытно-промышленных работ.
В планах – завершить проектирование и начать деятельность по восстановлению низкодебитных скважин методом зарезки бокового ствола – эффективной технологии, позволяющей дать новую жизнь скважинам, исчерпавшим свой потенциал.
В общем, впереди много интересных событий, перспективных планов и непростых задач, которые, уверен, мы преодолеем благодаря слаженному коллективу. Мне повезло – на протяжении всех лет работы в компании меня окружают замечательные люди. Это самое ценное.
НА СНИМКЕ: Александр Осмаковский (справа) с коллегами на производственном объекте Газопромыслового управления по разработке ачимовских отложений ООО «Газпром добыча Уренгой».
Беседовал Сергей ЗЯБРИН
Фото Владимира БОЙКО