АПК
В аграрном университете Северного Зауралья прошел III образовательный форум региона на тему развития системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для сельскохозяйственной отрасли.
А причем здесь университет, когда речь идет не о высшем образовании? Все просто: ректор аграрного университета Елена Бойко ко всем прочим обязанностям – депутата городской Думы, председателя комиссии по социальным вопросам – еще является председателем координационного регионального образовательного проекта «Модернизация системы непрерывного аграрного образования». Непрерывного потому, что подготовка кадров начинается со школьных аграрных классов, затем проходит в средних специальных учреждениях и профильном университете, которые впоследствии организовывают переподготовку работников и специалистов.
Заместитель губернатора Владимир Чейметов, выступая, сделал акцент на роли кадрового потенциала в инновационном развитии АПК. Действительно, благодаря благоприятному инвестиционному климату, в области появилось немало высокотехнологичных индустриальных предприятий. В АПК сконцентрировались на племенной работе с крупным рогатым скотом. Свинокомплекс в Нижнетавдинском районе обеспечивает шесть субъектов РФ ремонтным молодняком.
Компания «РУСКОМ» признает недостаточными объемы производства мяса индейки. Продукции, которая хорошо расходится по стране, уже не хватает. Этот инвестор, разместив родительское стадо бройлеров в том же Юргинском районе, запустил в Голышмановском индустриальное производство, равное по мощности «ПРОДО Тюменский бройлер». Отдельная гордость тюменцев – тепличный комбинат «Тюмень- Агро», три очереди которого позволяют с 30-процентным перевыполнением удовлетворять потребности региона в овощах закрытого грунта. Сейчас в селе Нариманово реализуется проект 4-й очереди на 20 гектарах, которому необходимо 250 рабочих мест. Объем производства комбината в два раза превысит внутриобластную потребность, обеспечив поставки в северные округа и восточные субъекты РФ. Высокий спрос сохраняется и на продукцию завода глубокой переработки картофеля в агрофирме «КРиММ».
Агрохолдинг «Юбилейный» создает под Ишимом биотехнологический кластер. Уникальный завод «Аминосиб» уже поставляет стране лизин и другую сопутствующую продукцию. Сейчас здесь приступают к строительству завода по глубокой переработке 70-75 тыс. тонн гороха в год для производства защищенного белка. В Исетском районе инвестор вложил более миллиарда рублей в выращивание и селекцию племенной индейки. Запуск этого завода позволит сократить импорт инкубационного яйца в десять раз. Называл заместитель губернатора и другие индустриальные предприятия.
Товаропроизводители АПК сегодня широко внедряют современную автоматизацию. Более 130 хозяйствующих субъектов имеют системы спутниковой навигации, мониторинга и другие составляющие точного земледелия. Более 2800 единиц техники снабжены системами параллельного вождения и дифференцированного внесения удобрений. Есть уникальные приборы и технологии, позволяющие не на глазок, а с высокой точностью определять в онлайн-режиме агрохимический состав почвы, содержание влаги, урожайность и состояние посевов.
Но вот кадры… По словам Чейметова, из 22 тысяч работающих в агропромышленном комплексе около трети не имеют профильного образования. В отрасли уже сейчас не хватает почти двух тысяч работников. С учетом того, что более тысячи человек, занятых в производстве, находятся в пенсионном возрасте, картина по всем статьям тревожная.
Заместитель губернатора, директор департамента науки Алексей Райдер, на чьем ведомстве лежит часть ответственности за подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в свое оправдание указал на отсутствие достоверных сведений по запросам как от крупных сельхозтоваропроизводителей, так и от мелкотоварных хозяйств. Эти данные должны быть проверенными, надежными, так как, по сути, являются договорами на целевое обучение.
По информации директора агротехнологического колледжа, председателя совета директоров профессиональных образовательных организаций Владимира Агапова, количество обучающихся в средних специальных учебных заведениях области по аграрным программам составляет 1873 студента. Среднее же количество выпускников этого профиля доходит до 500 человек в год. Вопрос: а сколько из них трудоустраивается в сельхозпредприятия?
То есть, существует проблема дисбаланса между потребностями АПК и количеством подготовленных кадров, не говоря уже об уровне их квалификации. Две тысячи вакансий наши техникумы и колледжи в силах закрыть только за четыре года.
Можно, разумеется, навести порядок с заявками сельхозпредприятий, которые требуется расширить информацией о жилищных и социальных условиях для выпускника среднего специального профессионального учебного заведения. Дважды в год сверять эти сведения. Полагаю, что этой рутинной и в то же время креативной работой, требующей немало времени и глубокого знания специфики сельского хозяйства, будет недосуг заниматься ответственным лицам из координационного совета регионального образовательного проекта. Новое время требует новых подходов, ухода от стандартных решений. Почему бы не избрать председателем этого совета, например, молодого сотрудника аграрного университета, руководителя консультационного центра Екатерину Пономареву? Человека уникальных организаторских способностей, в подробностях знающего состояние и потребности большого количества сельхозпредприятий. В короткие сроки, мне кажется, она способна навести порядок в формировании банка заявок и способствовать опережающей профессиональной подготовке специалистов всех уровней для сельского хозяйства.
Вся цепочка непрерывного аграрного образования требует постоянного мониторинга. В успешной ферме «Чайка» Ялуторовского района руководители прошлым летом посетовали, что не знают, кем из местных в скором будущем заменить мастеров машинного доения и телятниц. «А разве средняя школа села Киево не имеет агроклассов, о которых так много говорят?». Последовал обескураживающий ответ: «Они там в основном цветоводству обучают». В другой сельской школе видел теплицы, появление которых подают как высочайшее достижение аграрной профориентации. Школьники под руководством наставников выращивали цветочную рассаду на продажу. Что крестьянского в детской душе при этом отложилось? Можно только догадываться. Согласен, это нехарактерные примеры. Тем не менее, непрерывное аграрное образование нуждается в постоянном изучении и анализе.
На днях получил письмо от ветерана, орденоносца, заслуженного агронома РСФСР Виктора Петровича Косякова, в котором он описывает свой трудовой путь: «В совхозе «Уктузский» Бердюжского района, где я работал, в 60-е годы было десять деревень и четыре казахских аула. Затем от хозяйства отделились новые совхозы «Южный» и «Рямовский». В «Уктузском» осталось четыре отделения – в селе Уктуз численность населения составляла 1144 человека, в деревнях Полдневой – 171, Мурашевой – 297, Шамшуриной – 170. Сегодня эти деревни исчезли, а в Уктузе население ополовинилось. Казахские аулы разъехались». После прочтения письма возникла мысль: может быть, тюменские деревни и села настолько обезлюдели, что уже некому учиться и работать в сельскохозяйственной отрасли? Надо бы проверить по итогам всероссийской переписи.
Индустриальные предприятия – это, конечно, шаг вперед. Но я постоянно вспоминаю предупреждение всей душой болеющего за деревню директора птицефабрики «Боровская» Героя Соцтруда Александра Андреевича Созонова: «Без фермы исчезает и деревня». Если к 90-м годам в области насчитывалось 450 тыс. голов крупного рогатого скота, из которых 280 тыс. – дойное стадо, то сегодня имеется 102 тыс. КРС и 53-54 тыс. фуражных коров, которые сосредоточены в основном в крупных молочных комплексах. С их появлением стали закрываться средние и малые фермы, а, стало быть, исчезать и сами деревни.
Кто-то может возразить: закрылись, значит, были нерентабельные. Позвольте не согласиться: этим фермам была искусственно занижена закупочная цена на сдаваемое молоко в угоду переработчикам. В верхах преобладало такое мнение: «Мы должны поддержать крупные молочные комплексы повышенными закупочными ценами, а чтобы не обрушить переработку – пожертвуем малыми и средними фермами». Образно говоря, пустили под нож не только скот, но и сами деревни.
Наши крупные агрохолдинги, культивирующие монокультуры (зерновые, зернобобовые, рапс и т.д.) не особо заморачиваются сохранением сельского населения. Они просто смели животноводство на больших территориях хозяйствования, а современная техника и технологии позволяют обходиться ограниченным количеством механизаторов. Более того, есть тенденция к использованию вахтового метода как в растениеводстве, так и в животноводстве. Такая практика уже давно используется сельхозпредприятиями. На подготовку техники и посевную прибывают бригады из других областей, на обработку посевов, где рабсилы требуется меньше, обходятся своим составом. Вахтуются и доярки. Не секрет, что большое количество работников на индустриальных предприятиях – приезжие. Сегодня они есть, а завтра пожелают вернуться в родные места…
Понимаю тревогу директора департамента образования и науки Алексея Райдера за достоверность заявок на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для АПК. Эти заявки действительно должны приравниваться к договору на целевое обучение. Но это лишь одна проблема. Надо еще очень постараться найти нужное количество будущих студентов на почти опустевшей сельской территории. Россия веками выживала за счет деревни. Сегодня мы истощаем не только плодородие родной земельки, но и жизненные силы страны.
НА СНИМКЕ: будущие механики и инженеры.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/