В ЧЕСТЬ ГЛАВНОГО ЧЕКИСТА

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Мы продолжаем путешествие по улице Садовой, которая появилась на плане Тюмени в 18 веке. Когда-то она утопала в садах. Сейчас на ней ни одного сквера. После превращения улицы в пешеходную, хотелось бы видеть здесь зеленые уголки. На нынешней ул. Дзержинского сохранились памятники зодчества, о них мы и поведем рассказ. То, что утрачено, не ушло бесследно, осталось в нашей истории. 

МЕЩАНИН БРОВЦЫН И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО 

Двухэтажный нарядный особняк на ул. Дзержинского, 32/Хохрякова, 28 построен в 1909 году. Фасад его украшен наличниками, над парадным входом – два окна, приближенные друг к другу, без всякой границы между ними. И это придает изюминку строению. 

Принадлежал дом тюменскому мещанину Сергею Степановичу Бровцыну. Доход от сдачи жилья в наем он имел немалый и деньги как человек православный пожертвовал на благое дело. Любопытную историю поведала о том «Сибирская торговая газета» в июле 1916 года. 

Оказывается, Бровцын устроил в Успенской церкви электрическое освещение. Оно заменило свечи в паникадилах, не давало копоти, сохраняло благолепие храма. 

«Электричество зажигали по высокоторжественным дням, и оно никому не мешало, никого не смущало, а лишь радовало взор прихожан. И когда вечером за всенощной после ше- стопсалмия загорелся на куполе крест, у всех сделалось на душе веселее, радостнее. 

Приехавшему епископу Варневе это новшество, видимо, было не по вкусу, но до сих пор он никаких распоряжений по этому предмету не делал. К электричеству публика за 5-6 лет привыкла. Когда в церкви не горел в куполе крест, то чего-то как будто бы не доставало. 

Ныне епископ Варнева прибыл из Петрограда, очень косо глядел на старост церквей, где было устроено электрическое освещение. И когда Бровцын обратился к владыке о разрешении похоронить внука, то ему было сказано: "Уберешь электричество – внука хорони". Через 2-3 часа Бровцын убрал все провода… И бысть тьма». 

Но вернемся к дому Бровцына. В квартиры он впускал разночинцев, среди них были доктор Ошер Мейлахович Френкель и мещанин Константин Константинович Хряков. В мае 1917 года имение перешло к врачу Френкелю, но ненадолго. Новая власть не жаловала класс имущих. Пришлось доктору расстаться с недвижимостью. 

В 2002 году дом Бровцына пострадал от пожара. После реставрации, благодаря мастеру В.М. Шитову, памятник деревянного зодчества радует глаз. Великолепно выглядят резные наличники на окнах. 

ФОТОАТЕЛЬЕ РОДИОНОВА 

Соседний деревянный дом под номером 34, тоже построенный в 1909 году, принадлежал мещанке Феоктисте Рубцовой. К зданию было пристроено нежилое помещение, в котором расположилась фотография Луки Родионова. Лука Иванович родом из Оренбургской губернии, по социальному происхождению – из крестьян. Перебравшись с семьей в Тобольскую губернию, работал на винокуренном заводе Поклевского-Козелл в селе Падун. Увлекался охотой и рыбалкой. Но делом его жизни стала фотография. В своем павильоне на Садовой Лука Родионов каждый день выполнял заказы. К нему охотно шли тюменцы разных сословий, позировали перед чудо-фотоаппаратом и, получив снимок, оставались весьма довольными. После революции павильон Родионова закрыли, в 1922 году фотомастер скончался от тифа. Сын Константин и внук Вадим продолжили его дело. Константин Лукич работал в ателье фотографа Кардонского, в 1930-х годах – в артели «Бытовик». 

В советское время дом сначала отдали под жилье для семей рабочих, затем в нем размещались различные конторы. В 2009 году откры- лась художественно-реставра- ционная мастерская «МНИХ» Вадима Макаровича Шитова. Утраченные наличники первого этажа дома были восстановлены, отремонтирован фасад, появились резные ворота. К сожалению, в апреле 2019 года здание по причине неосторожного обращения с огнем сильно пострадало от пожара, но памятнику деревянного зодчества власти города решили оказать помощь. 

Как-то при встрече Шитов сказал мне: «Резные наличники – это благородный труд людей. Когда у художника душа поет, он свое чувство сообщает вещи, и радостные элементы опоясывают здание. Оно тоже поет, а добрые эмоции передаются нам». Так вот в чем секрет деревянных домов… 

УШЕДШЕЕ 

На другой стороне улицы (угол Дзержинского/Володарского) стоял большой деревянный особняк, построенный в 1906 году. В нем находилась гостиница Лошкомоева. (От его владения остался каменный дом на ул. Володарского, 24). 

Ушел в небытие и особняк Павлины Юткевич. Павлина (Паулина) Осиповна, варшавская мещанка, была замужем за мещанином Александром Юткевичем. В 1898 году ее супруг подавал заявку на открытие трактира. В 1905 году Павлина имела собственный магазин. Как сложилась судьба семьи, пока нет ответа. Но их домовладение, судя по документу Городской управы 1914 года, было заметным: «Тюменский мещанин Иван Иванович Тихонов желает содержать гостиницу с рестораном 11 разряда в доме Юткевич по Садовой улице. В указанном помещении содержалась ранее гостиница разных владельцев и, по произведенному членом управы А.Д. Нестеровым осмотру, дом Юткевич оказался вполне отвечающим тем требованиям, которые предъявляются к заведению трактирного промысла». 

В советские годы типовые пятиэтажки внесли явный диссонанс в атмосферу старинной улицы. Это сейчас мы воспринимаем их неодобрительно, а тогда люди радовались благоустроенному жилью в самом центре города. 

На участке Дзержинского/Республики находилась Свято- Троицкая единоверческая (старообрядческая) церковь. В 20-х годах в ней обосновался хлебозавод. Выстроенная на месте храма пятиэтажка была известна тем, что в 80-е годы на первом этаже ее размещался магазин «Золотой ключик». В нем продавали дефицитные торты «Прага», казавшиеся тюменцам самыми вкусными. 

Ничто не вечно под Луной. Со временем здания из силикатного кирпича состарятся, износятся, не будет смысла их ремонтировать. Это в перспективе, а уже сегодня чудеса в состоянии сотворить художники. Стены домов можно украсить граффити на темы дореволюционной жизни Тюмени. Интересно и познавательно. В небольших сквериках неплохо разместить экспозиции, которые рассказывали бы о прошлом города. Такие предложения сделали ученики архитектора-реставратора Александра Клименко. 

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ 

Настал звездный час деревянного дома №40. Он восстановлен. Весь из себя ладный, украшен великолепной резьбой. Тоже принадлежал Сергею Степановичу Бровцыну. В послевоенные годы в нем жила любимая тюменцами артистка театра драмы Нина Яковлевна Кардонская. После выхода на пенсию переехала к дочери в Москву. Старожилы Тюмени помнят, что Кардонских в театре было трое: Юрий работал электриком, одна Кардонская – кассиром, а другая – актрисой. И все исключительно доброго нрава. 

Там, где Дзержинского встречается с улицей Республики, произошли значительные изменения. В 1997 году выстроили здание Центра международной торговли. Отдадим должное архитектору Игорю Литовке, сумевшему вписать турецкий проект в тюменскую среду и сделать реверанс в сторону исторической застройки. 

На месте современного строения работала одна из лучших в Тюмени фотография Соломона Кардонского (актрисе Кардонской он приходится родственником). Когда Соломон набрался большого опыта и скопил достаточно финансов, то решил открыть собственное дело. В июле 1924 года дал объявление в газету, что у него стаж 20 лет, из них девять все ответственные работы в фотографии Шустера выполнял только он. Соломон помимо всего прочего занимался художественной фотографией, увеличивал портреты. 

На этом участке улицы в 30-40-е годы находилась фотография №6 артели «Бытовик», в которой работал талантливый фотограф Трофим Банщиков. Он тоже ученик Шустера. Интерьер помещения был устроен подобающе. Имелись бархатная штора, венские стулья, детские вещи и другие необходимые для антуража предметы. 

На другой стороне улицы обосновался офис Ростелекома, выстроенный на месте снесенных старых домов. В одном из них была мастерская по ремонту бытовой техники, в другом размещалась Уральская авиабаза по охране лесов. Самое памятное то, что в небольшом деревянном доме на углу Дзержинского/Республики находился радиоузел. В 1930 году отсюда началось регулярное вещание местного радио. 

На углу Ленина, в деревянном особняке, работала обувная артель. А скромный домик с палисадником и огородом, некогда стоявший на Дзержинского, 74, связан с громкой фамилией Хацкелевич. Меер Файвишев (Михаил Фаддеевич) считался лучшим портным в Тюмени. Он получил высшее портновское образование, «закончил в Санкт-Петербурге курсы академической кройки под литер А, Б – статского и военного платья и был удостоен в 1912 году звания закройщика». Хацкелевичу довелось шить френч для В.И. Ленина, тело которого во время Великой Отечественной тайно хранили в здании нынешней сельхозакадемии. 

После войны по улице Дзержинского ходил автобус первого маршрута. Сейчас разрешено движение только легкового транспорта. Проезжая часть бывшей Садовой была вымощена булыжниками, пешеходная – покрыта деревянными тротуарами. Улица утопала в зелени деревьев, тем самым оправдывала свое исконное название. 

НА СНИМКАХ: заповедная улица Дзержинского–Садовая. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/


54076