ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ
В Тюмени есть особая заповедная улица с домами, построенными купцами. Она не широка и не узка, для прогулок приятна. Власти города в ближайшем будущем планируют сделать ее пешеходной. Это улица Дзержинского, на старый манер – Садовая. И мы пройдемся по ней неспешно, узнаем о ее достопримечательностях.
ДВОРЯНИН ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ
Но прежде чем говорить о домах с биографией – немного о самом герое, чье имя носит улица. Тем более что ровно сто лет назад «Железный Феликс» побывал в Тюмени.
Дзержинский родился 30 августа (11 сентября) 1877 года в имении Дзержиново Виленской губернии. Уже в 15 лет Феликс окончательно порвал с религией. Это был смелый и дерзкий поступок, так как поляки считаются самыми набожными из славян. У Дзержинского – дворянские корни, но он обрел новую веру – в неизбежную победу пролетариата и торжество идей марксизма. Ничто – ни аресты, ни годы каторги – не сломили его дух. После активного участия в Октябрьской революции Дзержинский возглавил Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Грозное ведомство вызывало смертельный страх у инакомыслящих, как и сама личность главного чекиста страны.
«Он всегда горячий и торопливый, когда говорил, то слова, будто волнами, нагоняли последующие, будто все спешили превратиться в дело. В глазах его горел несколько лихорадочный огонь возбужденной энергии», – вспоминал нарком просвещения Анатолий Луначарский.
«Железный Феликс» не допускал слабины в работе ни себе, ни сотрудникам. Его беспокоило, что в молодой республике ужасающе быстро растет число беспризорников. В 1921 году председатель ВЧК выступил с инициативой – создать комиссию по улучшению жизни детей, и таковая незамедлительно появилась. Бывали случаи, когда Дзержинский и сам подбирал на улицах беспризорных детей. В том же году по предложению Ленина его назначили народным комиссаром путей сообщения с оставлением на посту руководителя ВЧК и НКВД. Предыдущие наркомы не могли наладить работу железной дороги: разрушены мосты, рельсовые пути, саботаж, спекуляция – словом, все это подрывало развитие экономики страны. К тому же голод в Поволжье 1922 года уносил жизни тысяч людей. Колоссальная ответственность и огромный объем работы забирали у нового наркома все силы. «Я живу теперь лихорадочно. Сплю плохо, все время беспокоят меня мысли, я ищу выхода, решения задач, – писал Дзержинский своей жене Софье Сигизмундовне. – Я не могу вернуться прежде, чем выяснится ситуация. Хлеб из Сибири – для республики спасение». Но имеющийся сибирский хлеб было сложно доставить из-за слабой пропускной способности железной дороги.
В Тюмень Дзержинский прибыл в марте 1922 года на поезде, состоящем из четырех вагонов. Грозный Феликс находился в городе всего несколько часов, но быстро навел порядок – рабочим выдали зарплату. Смелые реформы, проводимые по инициативе Дзержинского, помогли наладить работу железной дороги.
В 1926 году в честь Дзержинского переименовали улицу Садовую. В том году «рыцарь революции» скончался от разрыва сердца после речи на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), в которой пламенно защищал линию партии от троцкистов. Похоронен главный чекист у Кремлевской стены.
До революции на Садовой улице с одной стороны находились здания, с другой – сады. И была она связующим звеном между городом и рекой, отсюда завозили товар с пристаней. Интересна улица и с градостроительной точки зрения. До этой улицы идет жесткая регулярная планировка, а после нее лепестками расходится в разные стороны.
В 1956 году в связи со строительством Челюскинского моста через реку снесли часть домов по четной стороне. А по нечетной – произвели снос в связи с постройкой первого в городе дворца – Дома техники и культуры нефтяников.
ВЕЛИКОЛЕПИЕ ТЮМЕНСКОЙ РЕЗЬБЫ
На улице Дзержинского достаточно много сохранилось памятников деревянного зодчества, демонстрирующих различные архитектурные стили и типы резьбы. Подобных зданий нет ни в одном городе России. Посмотрим, как поживают эти дома и какие истории связаны с ними. …
Особняк по ул. Дзержинского, 13 украшен удивительной красоты резьбой. Возле него установлен со вкусом оформленный информационный щит «Легенды и символы тюменской резьбы», рассказывающий биографию старинного здания: «Одноэтажный дом построен в 1910 году, принадлежал купчихе Рогозиной. В советское время в нем располагался детский сад-ясли. Это один из немногих сохранившихся образцов шестистенного жилого дома, вытянутого вдоль улицы, с уникальным резным фасадным декором».
Придали дому столь праздничный вид, восстановили резьбу известный художник-реставратор, Почетный гражданин г. Тюмени Вадим Макарович Шитов и его сын Святослав.
Двухэтажный особняк по ул. Дзержинского, 18 выглядит нарядно, он является образцом рубленого жилого дома конца XIX века. Владелицей этого сокровища была зажиточная крестьянка Шарова.
В 1930-40-е годы здесь располагался детский сад №2. Эпизод из жизни этого дома я узнала из рассекреченных документов обкома ВКП(б), которые хранятся в Архиве социально-политической истории Тюменской области.
В апреле 1945 года детсад перевели в старое холодное здание на Хохрякова, 9. А сюда вселился председатель облисполкома. «Детишки, чьи отцы воевали на передовой, неуютно чувствовали себя в аварийном помещении, в котором, ко всему прочему, протекала крыша. Ночью обвалился потолок, к счастью, никто не пострадал. Детский сад закрыли. Облисполком обещал подыскать новое здание, но… результата не последовало». Об этой лютой несправедливости не умолчал облОНО, направил письмо в ЦК партии тов. Маленкову с просьбой вмешаться в ситуацию. Начались разборки. Секретарь обкома ВКП(б) тов. Чубаров известил секретариат, что детсаду предоставлено хорошее помещение. Детей фронтовиков в обиду не дали.
По адресу ул. Дзержинского, 20 (в старину Садовая, 14) значится небольшой шестистенок в два этажа, дата его рождения – конец XIX века. Дом интересен тем, что он представляет собой образец жилья небогатого горожанина. И кто в доме жил?
«По сведениям историка, краеведа Валерия Чупина, в XIX веке здание принадлежало тюменскому мещанину Михаилу Федоровичу Черепанову. Однако дополнительные изыскания показали, что в 1898 г. рассматриваемое домовладение под №14 значилось за тюменским мещанином Черепановым Ильей Федоровичем, а усадьба его брата, Черепанова Михаила, зарегистрирована рядом «по левой меже» под № 16 (не сохранилось).
В 1920-1930-х гг. дом и усадьба значились под № 12 в квартале № 35 по улице Дзержинского. В 1928 году ее владельцем назван Ф.В. Перевалов. Усадьба имела сильно вытянутый в глубину двора узкий продолговатый план и, судя по чертежу, была плотно обустроена по периметру хозяйственными сооружениями (не сохранились), отмечают в Комитете по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области.
Фамилия Черепанов – одна из распространенных в нашем городе. Ее представители были крестьянами, ямщиками, казаками. Например, стрелец, «кирпищик» Савватей Черепанов в 1699 году приступил к изготовлению кирпичей для каменного строительства. По легенде, ямщику Черепанову явилась Божия Матерь. В память о знаковом событии поставили деревянную церковь, она сгорела, на ее месте в 1786 году выстроили каменный Знаменский храм. В 1799 году иконописец Федор Черепанов расписывал эту церковь.
Далеко от нас «седая старина», и сложно установить, были ли в родстве с мещанами Черепановыми эти достойные представители фамилии.
Соседнее здание по ул. Дзержинского, 22 выстроено в середине XX века на месте старого деревянного вросшего в землю особнячка. Этот дом тоже деревянный, стены его оштукатурены. Белоснежный фасад, высокие белые колонны придают ему торжественность. Изначально дом предназначался для жилья, были в его судьбе годы «забвения», после ремонта-реконструкции здесь поселилась ресторация.
Один из лучших образцов деревянного зодчества Сибири находится на Дзержинского, 30. Дом- терем выстроен в конце XIX века. Сперва владелицей его была мещанка Е.С. Поспелова, с 1899 года недвижимость перешла в собственность купцу Василию Петровичу Буркову.
В 1905-1906 гг. в нем располагался клуб «Союза рабочих Тюмени» – первый легальный рабочий клуб в Сибири. Руководил этим объединением Герман Яковлевич Назаров, член тюменской организации социал-демократов.
В клубе устраивались общественные праздники с угощением в складчину, была проведена грандиозная елка для рабочих и др. Люди пели, читали, шутили – словом, проводили время с заразительной веселостью. И… получали революционный настрой. В 1906 году после введения в Тюмени военного положения клуб рабочих разогнали.
Владелец дома купец 1-й гильдии Василий Бурков имел кирпичный завод. Был он прогрессивно настроенным. В его собственной типографии печатались газеты «Тобол», «Тобольский край», «Тобольский голос» и др. Пока вызревала революция, Бурковы жили безбедно. Василий Петрович был гласным городской Думы, соучредителем «Тюменской компании электричества». Он инициировал устройство в городе электроосвещения на 50-десятисвечных лампочек. После смерти супруга в 1911 году г-жа Буркова продолжила коммерческие дела, плюс ко всему стала владелицей мельницы и попечительницей женской гимназии.
По-разному сложились судьбы детей Бурковых после революции: кто-то эмигрировал, кто-то уехал из Тюмени. Сын Бурковых, Михаил, в 1922 году окончил Ленинградский строительный институт, вернулся в родной город. Он разрабатывал в Тюмени электростанцию по плану ГОЭЛРО, мост через Туру и ряд других проектов, возможно, участвовал в разработке круглой бани на Ленина. В 1937 году его расстреляли, припомнив неблагонадежное социальное происхождение…
А дом Бурковых благодаря революционному прошлому и архитектурной уникальности в 1950 году получил «охранную грамоту».
(Продолжение следует)
НА СНИМКАХ: начало улицы Дзержинского; парадный вход в дом Буркова.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/