ЗАПЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ 

Принято считать, что музыкальные, а тем более вокальные, способности – это то, что даётся человеку от рождения. Ну или не даётся, если не повезло. И если «медведь на ухо наступил», или голосовыми связками не вышел – лучше и не пытаться. 

А вот преподаватель тюменской «Школы вокала №1» Николай Септ (это не творческий псевдоним, как можно подумать, а фамилия, просто немецкого происхождения) считает иначе. И сулит любому после полугодового курса обучения если не бенефис в Ла Скала, то, во всяком случае, успех в караоке-баре. 

– Научить петь можно любого, – утверждает он. – Однажды мне попался уникальный в своём роде человек, который не попадал вообще ни в одну ноту. Но за девять уроков он научился контролировать слухом свой голос и запел. 

– Как же вы этого добились? 

– Наша основная задача – просто наладить координацию между слухом и голосом. А также освободить грудную клетку и голосовые связки от «зажимов» и, самое главное – научиться правильному дыханию. Для этого существуют специальные упражнения со специальным реквизитом. 

Мы работаем по методу зарубежной оперной и джазовой певицы Шерил Портер. Его особенность – групповые полуторачасовые занятия вместо традиционных сорокаминутных. В группе человек легче психологически раскрепощается, а это для наших занятий очень важно. Именно такой формат уроков и подход преподавателя даёт наиболее эффективные результаты за короткие сроки. 

– Давайте остановимся подробнее на дыхании. Как правильно дышать? 

– Дыхание должно быть диафрагмальным. То есть – если говорить совсем просто – дышать надо не «грудью», а «животом». Диафрагма – это мышца, которая отделяет брюшную часть тела от жизненно важных органов. В момент вдоха она опускается, в результате чего живот как бы «надувается», а во время выдоха – опускается, отчего живот «впадает». При таком дыхании задействованы нижние части лёгких, в которых помещается больше воздуха, и соответственно больше его попадает в итоге на голосовые связки. Там он создаёт нужное давление, и таким образом получается ровный, прямой, спокойный звук. При грудном дыхании такого не получится. 

Диафрагмальное дыхание полезно не только для пения, но и в повседневной жизни. Оно лучше снабжает организм кислородом и способствует хорошему самочувствию. 

– Многие люди недовольны своим голосом. Им кажется, что он слаб, недостаточно звучен, невыразителен… Вы могли бы дать какие-нибудь практические советы? 

– Самое сложное – оценить работу каждой голосовой структуры, которых насчитывается тринадцать, и каждая из них, в свою очередь, разделяется на подгруппы. У любой проблемы с голосом есть своя причина, связанная с работой какой-то из этих структур. Например, если человек «гнусавит» и говорит «в нос» – значит, у него поджимается мягкоё нёбо, и звук идёт через носоглотку. Это называется аттрактор – вокальная привычка, нуждающаяся в корректировке. В данном случае надо приподнять мягкое нёбо и опустить язык, чтобы звук направлялся через рот. Имеются свои предпосылки и у любой другой голосовой проблемы. Всё это очень индивидуально. Для нас главное, что все эти аттракторы можно выявить и исправить. 

– Сколько времени требуется на закрепление новой голосовой привычки? 

– Психологи утверждают, что новые модели поведения формируются за 21 день. Посчитайте, сколько неправильных привычек можно «закрыть» в течение полугодового курса, если систематически заниматься. 

– А что приводит к формированию неправильных голосовых аттракторов? 

– Чаще всего эти причины имеют психологический характер – блоки, страхи, зажатости… Один пример – у меня есть ученица, которая не могла петь в микрофон. Девушка обладает исключительными вокальными данными и способна перепеть Уитни Хьюстон, но стоило ей приблизиться к микрофону, как начиналась нервная дрожь и пропадал голос. Мы на протяжении нескольких уроков выясняли природу этой боязни. Оказалось – причина в том, что давным-давно, ещё в школе, учительница выгнала её со сцены, уничижительно отозвавшись о певческих способностях девочки. 

Сам этот случай со временем забылся, но безотчётный страх закрепился глубоко в подсознании. И подобных случаев немало. Очень многих из нас когда-то обидели или напугали, и всё это сказалось на нашем голосе. 

– У вас есть лайфхаки для борьбы с негативными факторами? 

– Страх в той или иной мере присущ всем. Даже я, хотя выступаю с шести лет, каждый раз чувствую волнение перед выходом на сцену. Самое главное в этот момент – успокоить себя и избавиться от негативных эмоций. Следует сделать глубокий вдох и просто шагнуть на сцену. Дальше в дело вступает мышечная память, доведённая до автоматизма, она не подведёт. Это и называется умением. 

То же самое, кстати, касается не только сцены, но и любых публичных выступлений или частных разговоров. Чем свободнее и раскрепощённее звучит наш голос, тем легче нам донести своё мнение и свою позицию до окружающих. Уже очень давно замечено, что существует самая прямая связь между умением правильно говорить и социальным успехом. 

Роман БЕЛОУСОВ  /фото из архива Николая Септа/ 


53904