ПОТАСОВКА

КРИМИНАЛ 

В ПЬЯНОМ ГНЕВЕ ЮНЫЙ ПОВЕСА УДАРИЛ НОЖОМ ПРИЯТЕЛЯ, А ЗАТЕМ И РОДНОГО МЛАДШЕГО БРАТА 

Старая как мир история: выпили, повздорили, подрались. Потом у кого-то не выдержали нервы, и он схватился за нож… Рядовая бытовуха? Но есть в нашем случае моменты, проливающие свет на многие обстоятельства, раскрывающие некий механизм поведения людей в подобных ситуациях… 

ЗАМЕЧАНИЕ ОТ МАМЫ 

Тюменец Михаил Сараев к девятнадцати годам успел добиться не так уж многого: с грехом пополам окончил школу, но сумел получить работу в престижной зарубежной фирме, название которой было на слуху не только у продвинутой молодежи, но и у замшелых стариков. Правда, Майкла (так называли его приятели) слегка смущало то обстоятельство, что трудился он в этой фирме всего лишь грузчиком. Но это, как говорится, детали. Тем более что фирменные футболки, брелоки и стильные кепочки, в изобилии имевшиеся у молодого «фирмача», нередко помогали установить контакт с симпатичными девчатами, были предметом зависти многих участников молодежной тусовки. 

Зарабатывал Миша-Майкл тоже неплохо, деньги фирма выплачивала регулярно, что позволяло по выходным проводить время так, как того просила душа. А капризная эта субстанция все чаще требовала взбодрить себя неким количеством спиртного, после чего становилась и вовсе непредсказуемой. 

Тем ветреным февральским вечером Миша-Майкл пришел домой раньше обычного. В благоустроенной квартире многоэтажки по улице Елизарова находились его мать, младший брат Алексей и давний приятель Вячеслав Огульнов. Молодые люди готовились пойти в ночной клуб, но перед этим решили выпить водки. Бывший уже изрядно подшофе Михаил присоединился к ним и быстро опьянел. Это не осталось незамеченным со стороны матери, и Клара Васильевна сделала старшему сыну замечание. Михаил неожиданно ответил грубостью. Это возмутило младшего брата, и Алексей потребовал у Михаила немедленных извинений. 

– Что? – неожиданно заорал Михаил. – Ты, сопляк, будешь меня учить жить?! Не бывать этому! 

Между братьями вспыхнула ссора, в мгновение ока переросшая в потасовку. Вячеслав Огульнов и хозяйка квартиры с трудом разняли дерущихся. Взъерошенный Михаил ушел в одну комнату, Алексея отправили в другую. Но и находясь на почтительном расстоянии, братья продолжали словесную перепалку, поливая друг друга самыми оскорбительными словами. 

– Мальчики, прекратите немедленно! – взмолилась Клара Васильевна. – Вы хоть меня пожалейте! 

Похоже, ее слова лишь раззадорили Михаила. Он окончательно съехал с катушек и выдал в адрес присутствующих такую тираду, что воспроизвести ее в печатном виде не решился бы и самый смелый издатель. Клара Васильевна закрыла лицо руками и вышла из комнаты, плечи женщины вздрагивали от рыданий. Алексей и Вячеслав переглянулись и, не сговариваясь, распахнули дверь в комнату, откуда извергал ужасные проклятия вконец распоясавшийся Михаил. Они повалили его на пол и несколько раз прошлись по нему кулаками. Досталось Михаилу и по голове, и по физиономии, что привело его в дикую ярость. 

КАК НА БЫКА – КРАСНОЕ 

В какой-то момент Михаилу удалось вырваться из комнаты и заскочить в ванную. Там он умылся, заметив при этом, что несколько ссадин на его лице обильно кровоточат. При виде собственной крови Михаил едва не задохнулся от злости и нащупал на полке нож с деревянной ручкой. Мстительно сжимая его в руке, он переступил порог ванной, но тут к нему подошла мать. Увидев в руке сына нож, интеллигентная Клара Васильевна побледнела и трясущимися губами тихо произнесла: «Пожалуйста, не делай этого. Умоляю тебя, убери нож!» 

Из показаний Алексея Сараева: «Я в это время находился неподалеку от ванной комнаты и слышал, что мать говорила что- то про нож, но самого ножа в руках Михаила не видел. Буквально через минуту Михаил резко вышел из ванной и снова набросился на меня…». 

На помощь Алексею вновь пришел Вячеслав, но драка на этот раз вспыхнула с такой силой, что разнять этот клубок было невозможно. Клара Васильевна истошно закричала, но должного эффекта это не возымело. В итоге женщина ушла в спальню и обессиленно рухнула на кровать. 

Тем временем в комнате барахтались трое. Алексей цепко обхватил шею старшего брата согнутой в локте рукой и попытался сковать его движения. Но Михаил сделал отчаянный рывок в сторону, выхватил из кармана нож и ударил брата лезвием в грудь. 

Из показаний Алексея Сараева: «Я даже не успел понять, как все произошло. Вдруг я почувствовал боль и жжение в груди, мне стало трудно дышать. Я упал в кресло и потерял сознание». 

Следующие два удара ножом пришлись Вячеславу Огульнову в область селезенки и левой половины грудной клетки. Очнувшаяся к тому времени Клара Васильевна шла в ванную, чтобы смыть слезы, но услышала голос младшего сына: «Мама, помоги!» Вместе с матерью бросился на помощь к раненому брату и сам Михаил. Вмиг протрезвев, он принялся оказывать ему первую помощь, а мать попросил срочно позвонить в скорую. 

Экипаж машины скорой помощи прибыл по вызову в 22 часа 45 минут. В больницу Алексей Сараев был доставлен с диагнозом «проникающее ножевое ранение в области груди», а Вячеслав Огульнов – с повреждениями легкого, диафрагмы и селезенки. Эксперты сделали заключение: пострадавшим причинены раны, повлекшие тяжкий вред здоровью, опасные для жизни. 

Врачи сделали все возможное, чтобы спасти молодых людей от смерти. 

Прибывшие на место совершения преступления сотрудники патрульно-постовой службы доставили Михаила Сараева в УВД Центрального округа Тюмени. При задержании у него были изъяты два ножа – один с деревянной ручкой светло-коричневого цвета, другой – с рукояткой, обмотанной синей изоляционной лентой. Данные ножи, по заключению эксперта, не являются холодным оружием, но были приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. 

ТРЕЗВО И КРИТИЧЕСКИ 

В ходе предварительного расследования и судебного заседания Михаил Сараев свою вину в содеянном полностью признал. Однако старался заострить внимание на том, что все ранения пострадавшим были нанесены им в процессе обоюдной драки, которой предшествовал конфликт между братьями и Вячеславом Огульновым, находившимися также в состоянии алкогольного опьянения. 

Кстати, нашел подтверждение и тот факт, что Михаилу Сараеву также были причинены телесные повреждения, не повлекшие расстройства здоровья, а именно: рана верхней губы, ссадины и кровоподтеки на голове, предплечье, на правом локте и животе. 

Суд критически оценил доводы защиты о том, что подсудимый нанес пострадавшим колото-резаные ранения, лишь защищаясь и явно опасаясь за свою жизнь. К тому же, как следует из пояснений самого подсудимого, он взял нож в тот момент, когда никаких насильственных действий в отношении него ни брат Алексей, ни Вячеслав Огульнов еще не совершали. 

При оценке случившегося суд принял во внимание полное признание подсудимым своей вины, его чистосердечное раскаяние в содеянном. А также заявление самих потерпевших, где они ходатайствуют не лишать Михаила Сараева свободы. 

В то же время отмечено, что поводом для совершения столь общественно опасного деяния явились противоправные действия самих пострадавших. 

Центральный районный суд г. Тюмени признал Михаила Сараева виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, совершенное в отношении двух лиц), и назначил ему наказание в виде пяти лет лишения свободы – условно, с испытательным сроком на пять лет. 

Говорят, столь легкого приговора смог добиться известный в городе адвокат, хороший знакомый Клары Васильевны. Что касается Михаила Сараева, то он, по слухам, сменил несколько мест работы и продолжает проводить вечера в увеселительных заведениях. 

*Имена и фамилии изменены 


НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ 

В одном из сетевых магазинов неизвестный, угрожая продавцу предметом, похожим на пистолет, похитил из кассы 32000 рублей и скрылся. 

Выехавшие на место происшествия сотрудники полиции осмотрели местность и установили пути отхода подозреваемого. Около соседнего многоквартирного дома полицейские обнаружили куртку и перчатку, в которых находился подозреваемый в момент совершения преступления. Полицейские применили служебную собаку, она и привела к квартире, где проживал злоумышленник. Когда установили владельца жилплощади, выяснилось, что он сдает её в аренду. 

В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска установили личность арендатора и его местонахождение. А вскоре задержали 46-летнего уроженца Пермского края. Ранее судимый мужчина тщательно продумал план совершения преступления. Свои действия он объяснил необходимостью погасить кредит. Для этого надел спецовку, маску, перчатки и взял найденный в съемной квартире игрушечный пистолет. В ходе следственных действий задержанный указал место, куда выкинул одежду и игрушку. Похищенные денежные средства пермяк потратил на аренду новой квартиры и частично погасил долг. 

Как сообщает пресс-служба УМВД РФ по Тюменской области, задержанный свою вину признал, возбуждено уголовное дело. 


А ВЫШЛО БОКОМ 

У 61-летнего индивидуального предпринимателя, жителя деревни Бурлаки (Армизонский район), неизвестное лицо похитило принадлежащие ему сварочный аппарат, пускозарядное устройство и две аккумуляторные батареи, находящиеся в ангаре сельхозпредприятия. 

Осмотр места происшествия показал, что зло- умышленник проник в хранилище, выдавив оконное стекло. Сотрудники уголовного розыска задержали несудимого безработного мужчину 1998 года рождения, жителя этой же деревни. Он признался в содеянном: похищенное хранил дома, планируя сдать его в комиссионный магазин. 

Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража». Максимальная санкция статьи – пять лет лишения свободы. 

Григорий ЗАПРУДИН


53737