НЕГАСНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ
Ее голос был как глоток свежего воздуха. Он лился словно колокольчик великой чистоты и неповторимости. Будто появился из произведений Грига. А строгие костюмы, неизменный шейный платок и отсутствие звездности делали ее своей, понятной и близкой каждому человеку. Вместе с лирическими песнями о любви она входила в каждый дом. Жизнь отпустила ей несправедливо короткий век, но ее помнят и любят до сих пор, как бы стремительно не менялась мода. На днях исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженной артистки России Майи Кристалинской.
В конце 20-х годов XX века в семье Владимира Кристалинского (вопреки распространенному мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях, и его жены Валентины родилась девочка Майя. Из-за недуга ребенок спустя два года скончался. 24 февраля 1932 года у пары родилась еще одна дочь, которую снова назвали Майей.
В некотором смысле судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, работавший режиссером музыкального театра. Во время празднований одного из дней рождения Майи он подарил ей губную гармошку. Девочка, несмотря на юный возраст, сама научилась играть, а скоро начала и петь популярные в то время военные песни.
После выпуска из школы в 1950 году Кристалинская, недолго думая, решила поступить в Московский авиационный институт. Она и Валя Котелкина были неразлучны – вместе стали студентками факультета экономики самолетостроения, который окончили через несколько лет инженерами- экономистами. По распределению попали на Новосибирский авиационный завод.
Несмотря на основную работу, Майя по-прежнему занималась самодеятельностью в составе коллектива Центрального дома работников искусств. В 1957-м это учреждение стало одной из площадок Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В те годы джаз в СССР фактически считался запрещенным, но в честь фестиваля комитет комсомола поручил композитору Юрию Саульскому организовать джазовый оркестр, в который тот пригласил Майю.
Выступления певицы- любительницы были отмечены зрителями, но под конец фестиваля в газете «Советская культура» вышла негативная статья с заголовком «Музыкальные стиляги». В ней концерт молодого оркестра был разгромлен. В результате всех его участников выгнали из Дома работников искусств.
В 1960 году на советских экранах появился фильм «Жажда», для которого Майя Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега». Сразу же после премьеры певица обрела головокружительную популярность. В мгновение ока был распродан семимиллионный тираж пластинки с песней из фильма. Запись ежедневно крутили по радио.
Голос Майи Владимировны полюбился советскому народу. С тех пор у нее вышло множество шлягеров: «А снег идет», «А за окном то дождь, то снег», «Белый свет». Она работала с лучшими исполнителями и композиторами Советского Союза, в том числе с Микаэлом Таривердиевым, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном.
Последний вначале не обратил внимания на Кристалинскую, посчитав голос певицы невыдающимся, а фигуру неудачной. Все изменилось, когда Маюшка (так он ее называл) улыбнулась, заразив всех окружающих позитивным настроением. С тех пор артисты стали друзьями. Кобзон признавал, что Майю Владимировну хотелось слушать бесконечно.
Личная жизнь Кристалинской не сразу сложилась удачно. Первый муж Майи – выпускник медицинского института Аркадий Арканов. Они встретились в середине весны 1958 года, а в начале лета уже расписались. Родственники молодоженов узнали об этом лишь после. Пораженные родители жены и мужа восторга друг от друга не испытывали.
Спустя годы Аркадий Арканов признался, что познакомился с певицей из-за спора со знакомым. Между молодыми людьми не было сильной любви. После получения диплома Арканов устроился участковым врачом, в то время как Кристалинская становилась все популярнее.
В октябре того же 1958 года проходили выборы. Арканов собрал чемоданчик с вещами и отправился к родителям, чтобы голосовать по месту жительства (молодожены снимали квартиру в Москве). Обратно он не вернулся. Супруги развелись, но продолжали поддерживать приятельские отношения.
Вторым и последним мужем певицы стал скульптор, дизайнер и архитектор Эдуард Барклай. Во многом благодаря его заботе и любви Майя смогла так долго прожить со своим недугом. Хотя у них и случались размолвки: из-за лекарств, которые артистка забывала принимать, диеты, которой нельзя было придерживаться по рекомендациям врачей, и обычных для любых отношений неурядиц. Майя Владимировна даже временами уходила ночевать к подруге, но всегда возвращалась, и мир в семье налаживался. Детей у пары не было.
Эдуард Максимович тоже был болен. В июне 1984 года он внезапно умер от сахарного диабета. Пара решила поехать в отпуск, и в день отъезда Барклаю стало плохо, а через пять суток он скончался.
Когда я купила компакт- диск с записями певицы, некоторые смотрели с удивлением, все-таки далекое ретро. Но ведь эти мелодии у нас на подкорке. Сколько бы ни перепевали «Нежность», никто не превзошел Кристалинскую. «У реки два берега» давно считается народной. Жаль, что некоторые ее композиции сейчас не звучат, поскольку у Майи осталось не так много видеоряда. Из таких знаковых я хотела бы вспомнить песню «Судьба» – «Тетя Тоня с пошивочной фабрики с понедельника вышла на пенсию». Прошло почти полвека, а история вроде и о нас.
Как ни странно, такая дата прошла для широкой общественности практически стороной. Конечно, можно сделать скидку на сложное время, хотя хорошие душевные песни нужны всегда.
Юлия КОНКИНА