БЕЗ ЛЮБВИ ВСЁ НИЧТО

КОРНИ 

ПОСВЯЩАЕТСЯ БАБУШКЕ, АГРАФЕНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ, И СЕСТРЕ АНЮТЕ

Детство – пора безмятежная. Игры, шалости, радость, слезы… Хотя для наших родителей это были тяжелые послевоенные годы. Окруженные заботой родных, мы жили своей детской жизнью. Познавали мир, дружили, ссорились, любили – взрослели. 

Ушли из жизни наши близкие – надломились главные семейные корни. Пришло время быть этим «корнем» тебе. Немало понадобится сил, терпения и любви, чтобы крепко держать могучее древо своей семьи. 

Заглянула в старый семейный альбом… Сначала защемило в груди, а потом ощутила такую радость, как будто наяву встретилась с родными людьми. Особенным, самым любимым человеком была для нас бабушка, Аграфена Алексеевна. Иногда она приходит ко мне во сне – такая родная, нежная, маленькая хлопотунья у огромной русской печи, и лаской светятся ее карие глаза. 

Снится и деревенская изба – бревенчатые стены, сучковатые полы, на стенах рамки с фотографиями и портретами наших предков. В переднем углу божница с выцветшей иконой, на маленьких окнах цветные занавески. Большой стол в кухне и длинные лавки вокруг – всем хватало там места. Огромным богатством в то время были патефон и старая швейная машинка. В праздники, веселясь вместе со взрослыми, мы крутили ручку патефона. А швейную машинку берегли и не позволяли нам к ней даже прикасаться. 

Был в доме еще один загадочный предмет – огромный деревянный сундук. Он достался бабушке в наследство. Хранились в нем предметы быта и ее свадебный наряд. Атласный сарафан кремового цвета, расшитый лентами, разрешалось не только трогать, но и примерять. Это приносило огромное удовольствие. 

До сих пор помню запах родного дома: свежеиспеченного хлеба, парного молока, керосиновой лампы, березовых дров и, конечно, запах любви. Самые лакомые кусочки, пенки с топленого молока доставались нам, внукам. 

А когда любят, то ощущение защищенности, уверенности сопровождает тебя всю дальнейшую жизнь. Так оно и было. Любовь давала нам силы, утешение, способность сострадать и прощать. 

Мы с сестренкой Анютой росли под крылышком нашей драгоценной бабушки. В школу еще не ходили, но были замечательными помощницами – у неё всегда находилось для нас дело. Она занималась внуками, вела домашнее хозяйство, так как родители работали в колхозе с утра до позднего вечера. 

Деревенька наша была небольшая, дворов 80 или 100. Из достопримечательностей – клуб и магазин. С последним и связана одна история нашего детства, послужившая уроком на всю жизнь. В магазин нас тянуло, как магнитом. Там продавались самые необходимые товары того времени – соль, спички, кусковой сахар, ситец, одеколон. И, конечно, дешевые сладости – карамель, пряники. За них мы изредка расплачивались главной деревенской валютой – куриным яйцом. Красная цена ему была пять копеек за штуку. 

Однако по-настоящему нас занимал лишь один предмет – ридикюль. Он висел высоко под потолком, и никто на него не обращал внимания. Но мы, девочки, не сводили глаз с этого чуда. Игрушек у нас не было. Кукол крутили из тряпок, собирали стеклышки, травинки – тем и играли. Для полного счастья нам не хватало именно ридикюля. 

Однажды мы собрали все яйца в доме родителей Анюты и понесли их менять на него. «Не хватает», – огорошила нас продавщица. Проблему решили быстро – украли у тети Тамары пять рублей, которые она прятала в чемодане. Денег хватило, даже получили сдачу, которая поместилась в маленьком карманчике приобретенной вещицы. 

Гуляли по деревне, вдоль реки. Поочередно носили ридикюль и еще давали покрасоваться подруге Нине в обмен на нашу тайну. Придумали историю, которой все поверили: сумочку прислали в подарок мои родители, жившие в другом селе. А привез ее дядя, когда приехал погостить к своей матери. 

Все было замечательно! Но дети есть дети – без ссор не бывает. Подруга за что-то обиделась и рассказала нашей бабушке всю правду. Та испугалась, что не досмотрела за нами. Решила сдать ридикюль в магазин, но его не приняли. Покупка была недешевой. Бабушка стыдила нас и в то же время думала, как оправдать поведение внучек перед домашними. 

Гром и молния грянули, когда пришла с работы мать Анюты. Бабушка спрятала нас под большую деревянную кровать. Мы ловко увертывались от ухвата, которым тетя Лида хотела нас наказать. Бабушка защищала, как могла, обещала возместить убытки и вернуть яйца. В конце концов нас оставили в покое. Моей сестренке здорово влетело от матери, а мне достался ридикюль. Это событие было на устах не только домашних, но и всей деревни. Какой позор мы пережили! Воровать или брать без спросу мы больше никогда себе не позволяли. 

Я увезла ридикюль домой, гуляла по улице своего села, изображая модницу на зависть новым подружкам. Немного погодя интерес к сумочке иссяк, и она часто валялась то в огороде, то в ограде или просто висела на заборе. В конце концов коза Машка изжевала ридикюль, видимо, кожа была приятна на вкус. 

Будучи взрослыми, мы вспоминали эту историю, но родители и бабушка уже по-новому оценивали ее. Сожалели о нашем безрадостном голодном детстве без игрушек и сладостей. Бабушка говорила, мол, всегда чувствовала вину, что не могла купить нам игрушек. Даже в душе радовалась, когда видела нас счастливыми с этим ридикюлем. Но бабушка дала нам самое главное, что нужно ребенку, – свою любовь. 

Каждое лето, пока она была жива, мы ездили к ней в гости. Вечерами сидели на крылечке и пели песни. Обязательно громко, чтобы слышала вся деревня, чтоб знала: в этом доме радость – приехали внучки. На швейной машинке шили себе и бабушке наряды, учились крутить веретено, печь бисквиты и шаньги, взбивать масло. Бабушка гордилась тем, что мы стали учителями, эта профессия была почетна, особенно в селе. Сама не знала ни одной буквы, но была так мудра. 

Пролетели годы, и вот уже мы стали бабушками. Какая я бабушка? Современная, городская, работающая. Да, другое время наступило, даже другой век. Для внуков совершенно нет времени, хотя всем сердцем понимаю: мое предназначение – быть им бабушкой. Настоящей. Такой, как была наша. Часто ловлю себя на мысли: «Счастлива ли я?» Да, я не только счастлива, но и очень богата. Мое богатство – это моя семья, моя вера. Жизнь всегда была полной: бабушка, дедушка, родители и много родственников. А сколько прекрасных учеников, которые искренне любят меня и помнят! 

Всё начинается с детства. Именно в детстве перед нами распахнулись двери в прекрасное завтра. И вела нас за руку в это будущее замечательная Аграфена Алексеевна. Благодарю Бога за тот удивительный и бесценный дар – умение любить, который передала нам бабушка. А без любви всё ничто! 

НА СНИМКАХ: Аносова Аграфена – моя бабушка; с внучкой и правнуком.

Валентина ГАЙЛАНС 


53736