ПО СЛЕДАМ СИБИРСКОЙ ДИВИЗИИ

ПАМЯТЬ 

Поисковый отряд школьного историко-краеведческого музея лицея № 34 г. Тюмени стал победителем Всероссийского конкурса следопытских работ школьных музеев «Неизвестный солдат». 

Командиром отряда, основателем и руководителем школьного музея с лучшим в стране залом боевой славы является Валентина Петровна Гаврилова. 

– Эта неугомонная 72-летняя женщина уже много лет выезжает с лицеистами на места сражений, чтобы, кроме военных трофеев, найти и поднять останки бойцов, в том числе призванных с территории нынешней Тюменской области, – рассказали мне в совете ветеранов. 

Валентина Петровна в начале беседы заметила, что кровопролитнейшие бои с фашистами были не только в местах широко известных сражений. В этом году исполняется 80 лет героического противостояния гитлеровцам под Старой Руссой 384-й стрелковой дивизии. Сибиряки стояли насмерть. 

– В этом году мы планируем со старшими школьниками снова побывать в Синицынском бору под Ишимом, где фотографировались подразделения дивизии, по местам боев которой наш отряд работает с 2004 года, – говорит она. 

Тюменцы, ялуторовчане, заводоуковцы, абатчане, исетцы и упоровцы составили 1276-й стрелковый полк, формирующийся в Ялуторовске. А в Называевске Омской области набирали 274-й стрелковый полк из призывников Тобольского, Байкаловского и Уватского районов, Ханты-Мансийского и Ямало- Ненецкого округов. Дивизия передислоцировалась под Старую Руссу, где Верховным Главнокомандующим ей была поставлена задача – занять город к 23 февраля 1942 года. Эта узловая станция имела стратегическое значение – 550 километров было до Москвы и 300 – до Ленинграда. Отсюда фашисты обеспечивались вооружением, боеприпасами и продовольствием, пользовались местным аэродромом. У гитлеровцев тоже был приказ: стоять по колено в крови, но Старую Руссу не сдавать. 

С ходу ворваться в город сибиряки не смогли. За девять месяцев ожесточенных боев дивизию ни разу не выводили на отдых, как другие воинские подразделения. Она лишь пополнялась, чтобы возместить потери. В конце 42-го приказом командарма 11-й армии 384-я стрелковая Сибирская дивизия была расформирована. Обезлюдевшие полки ушли на комплектование других подразделений. Из строя 384-й дивизии выбыло без малого десять тысяч воинов: 3894 – убитыми, 5839 – ранеными, 314 пропали без вести. 

В зале боевой славы рассматриваю экспонаты Великой Отечественной войны: остов автомата ППШ, затвор и трехгранный штык винтовки Мосина, гильзы, корпуса противопехотных мин, лопатки побольше – артиллерийские, поменьше – пехотные, посуда красноармейцев. Впервые вижу каску «халкинголку», погибший, очевидно, побывал в боях на Дальнем Востоке. А вот «белянки» – белые каски, в которых гнали фашистов от Москвы. Расплющенный в алюминиевый блин котелок, принадлежащий красноармейцу, раздавленному танком. По надписям на котелке родственников не нашли. 

– Мы берем в музей все именное, – рассказывает Гаврилова. – В прошлом году в районе Старой Руссы, где в деревне Соколовой у нас есть база, вместе с ялуторовским отрядом «Память» подняли останки 140 бойцов. У девяти были медальоны, шесть из них уже прочитаны и даже установлена связь с родственниками. Внука бойца из Аромашевского района Петра Нестеровича Шиповского нашли в Нижегородской области. На захоронение приехала правнучка Юлия из Брянска, которой отдали личные вещи прадеда. Она положила на могилу цветы, зажгла свечи, увезла с собой толику земли. Еще один наш земляк, Иван Нечаев, призывался в армию до войны с улицы Володарского, 23 в Тюмени. Других сведений о нем пока не имеем. Свои фамилии красноармейцы оставляли на котелках, ложках, портсигарах, а на пирамидках над могилами имена погибших подписывали однополчане. 

Все эти свидетельства ожесточенных боев наверху не лежат. Земелька каждый год понемногу поднимается. Нужно углубиться, как минимум, на 80 сантиметров. Поиски начинаются с разведки местности, опросов местных жителей, чтобы определить район работ. Затем делают шурфы метр на метр, столько же в глубину, потом щупами, прокалывая стенки, пытаются определить металлические предметы и останки. 

– Чаще раскопы расширяем до 15-20 метров, – говорит десятиклассник Алексей Подкорытов, который побывал уже на четырех вахтах. – Это похоже на работу археологов. По центру оставляем глиняный «стол», из которого осторожно извлекаем останки бойцов. Бывает, находим гранаты. На этот случай существует строгая инструкция, как себя вести. В этом году я снова поеду, но уже комиссаром поискового отряда. 

Местность под Старой Руссой болотистая. Заглубил лопатку на 30 сантиметров – надо откачивать воду. Но это не пугает ребят. Восьмикласснице Алене Парфеновой недавно исполнилось 15. На вахту поедет второй раз. 

– Я не знаю, кем стану по профессии, – говорит она. – Но сейчас в мою жизнь вошла тема поисковика. Не смогу спокойно жить, пока в земле лежат неизвестные солдаты. Когда находим их останки, хороним и ищем родных и близких, вместе с состраданием появляется чувство исполненного долга. 

В отряде есть ребята, которые «ездят в поиск». Есть дофондовая группа, она отмывает и очищает привезенные экспонаты. Экскурсоводы знакомят с музеем. Архивная группа проводит большую работу по установлению имен погибших. Задача непростая. Скажем, столкнулись с трудностями, когда нашли 2247 бойцов с одинаковой фамилией и инициалами. Стали просматривать архивные данные по месту гибели красноармейцев. Лишь после кропотливых исследований удалось найти биографические данные воина. 

На первую вахту собирается восьмиклассник Егор Николаев. 

– Не помню точно слова песни: «В бою под Старой Руссой лежат в земле сырой», – говорит он. – Но знаю, там будет нелегко: сырость, холод, грязь, жесткая дисциплина. У меня брат ездил на вахту, сестра Аня получила медаль от министра обороны РФ «За отличие в поисковом движении» третьей степени. 

Егор, а он возглавляет пресс- центр, пришел сегодня, чтобы вместе с Валентиной Петровной отредактировать газету «Память сердца» и боевой листок «Патриоты России». Газета посвящена 50-летию города Надыма. Надымское землячество, как и городской клуб ветеранов в Тюмени, является шефом и партнером поискового отряда и музея. Его члены, бывает, также выезжают на вахту под Старую Руссу. 

В одном из музейных залов расположилась большая экспозиция истории Тюменской области «Мы родом из Сибири». Кроме освоения нефтегазовых месторождений Севера, есть и другая тематика. Поисковики лицея дважды побывали на 501-й стройке. В зале боевой славы также представлены афганская и чеченская кампании. Имеется уголок легендарного разведчика Кузнецова. 

Не менее интересна экспозиция «Ретро-комната 60-х годов». Первые выпускники лицея приносят сюда вещи того периода: вышивки, коврики, печатные машинки, телевизоры… Создается атмосфера жизни микрорайона. 

– В прошлом году к 110-летию разведчика мы прошли кузнецовской тропой, – делится Гаврилова. – Регулярно проводим краеведческие конференции «Гражданином быть обязан», в которых, кроме тюменских школ, участвуют учащиеся г. Ялуторовска и села Колесниково Заводоуковского городского округа. Нынче главной темой будет 110-летие В.И. Муравленко. Мы являемся коллективным партнером фонда его имени. 

По словам командира поискового отряда, основной фонд музея насчитывает 2906 экспонатов, из которых 2270 – фронтовые реликвии, поднятые школьниками вместе с останками бойцов. 2830 экспонатов – вспомогательный фонд: книги, брошюры, газеты, альбомы, исторические документы. 

НА СНИМКАХ: Алексей Подкорытов; Егор Николаев с Валентиной Гавриловой. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


53669