КУМИРЫ
Судьба или проведение послали ей удивительную жизнь, в которой было столько счастья и столько испытаний. Но и медные трубы, и творческие проблемы она сумела встретить достойно. Так с достоинством и пронесла свою профессию, оставаясь ей верной. Но никогда не шла на поводу у сиюминутного. Один муж, одна дочь, двое внуков. А зрители каждый праздник с удовольствием смотрят знакомый до каждого предложения фильм, и он не надоедает. И нам трудно поверить, что на днях народной артистке России Вере Алентовой исполнилось 80 лет.
Родилась Алентова 21 февраля 1942 года вблизи Архангельска, в маленьком городишке Котлас. Все члены семьи Верочки были творческими людьми. Папа, Валентин Быков, служил актёром, но очень рано ушел из жизни, когда его дочери исполнилось всего четыре. Мама, Ирина Алентова, и бабушка тоже актрисы. Веру назвали в честь бабушки по маминой линии, которая умерла совсем молодой. В роду Алентовых были врачи и священники, одного из которых приговорили к расстрелу в 1937-м.
После смерти папы мама и дочь уехали к родственникам на Украину и поселились в городе Кривой Рог. Детские годы девочки были очень трудными. Они почти голодали. Что такое сладости, малышка не знала вообще, настоящих игрушек не было, Ирина мастерила их самостоятельно, используя в основном картон. Вера посещала детский сад, а мама старалась заработать им на жизнь. Когда пришло время идти в школу, мама сшила Верочке платье из своего старого халата. На протяжении нескольких лет девочка ходила в одной и той же водолазке, которую приходилось каждый вечер стирать.
Но она не унывала, была настоящей выдумщицей и заводилой во дворе. В голове рождались невероятные истории, которые вместе с друзьями она воплощала на импровизированной сцене. Материалом для костюмов служило все, что оказывалось под рукой – листья, цветы, старые занавески и прохудившиеся кастрюли. Уже в то время Вера начала мечтать о сцене, хотя мама запрещала ей даже думать об актёрстве.
Она буквально заставила дочь попробовать силы в медицинском институте. Но не повезло: экзамены были провалены. Вера все так же рвется на сцену, и тут на помощь ей пришел отчим, который устроил падчерицу в местный театр. После этого дома разразился настоящий скандал.
Вере пришлось уходить и искать себе работу, но так как она была несовершеннолетней, её никуда не брали. Ни на почту, ни в аптеку, и только на меланжевом комбинате пригодились её руки.
Спустя год, Алентова все же уехала в столицу и сделала попытку поступить в театральный вуз. Её документы были во всех институтах, но повезло в Школе-студии МХАТ. Она обучалась актерскому мастерству в мастерской Василия Маркова. Там же встретила свою судьбу – однокурсника Владимира Меньшова. В те годы он не выделялся среди общей массы студентов, даже наоборот, все считали, что он бесперспективный, и Веру отговаривали от серьезных отношений.
Диплом об окончании вуза Вера получила в 1965-м, и попала на службу в Московский театр им. Пушкина. Буквально с первых спектаклей Алентова начала получать роли ключевых персонажей, и достаточно скоро заработала известность и звание ведущей актрисы. Многие ей завидовали, особенно те, кому за долгие годы так и не удалось завоевать славу и любовь зрителей. Вера была молода, наивна и доверчива, а вокруг неё плелись интриги. О ней сочиняли слухи и сплетни, и все с одной целью – чтобы отобрать у молодой актрисы такую желанную роль.
Алентова вернулась в кино в 1977-м, когда её пригласили на съемки фильма «Рождение». Настоящий успех пришел к актрисе спустя два года: зрители увидели ленту «Москва слезам не верит». Режиссером картины стал муж – Владимир Меньшов, видевший главную героиню Катю в исполнении совсем других актрис. Одной из кандидаток была Ирина Купченко, но она отказалась, потому что сценарий ей показался не интересным. Тогда приглашение отправили Маргарите Тереховой, но она была занята в другом проекте. И только после этого Меньшов решил снять свою жену, и её кандидатура была одобрена худсоветом.
Работать в этой картине Вере было намного тяжелее, чем другим актёрам. Режиссер не только не делал никаких поблажек жене, а, наоборот, придирался по каждому пустяку. Успех картины превзошел все ожидания: она не только стала популярной в Союзе, но и далеко за его пределами. В 1981-м картина получила залуженного «Оскара», но на вручение премии Вере пришлось ехать самой. Эта работа принесла актрисе Государственную премию СССР и звание лучшей актрисы года.
И естественно, что она начала получать приглашения на съемки в кино. В 1982-м Алентова и Меньшов вместе снимались в картине «Время для размышлений». В 1984-м актриса получила роль в ленте «Время желаний», где сыграла вместе с Анатолием Папановым. Этот фильм стал последним в творческом наследии Юлия Райзмана. За эту роль Вера Алентова получила Государственную премию им. Васильевых.
Сотрудничество Веры Алентовой и её мужа Владимира Меньшова давало свои плоды, и в 1995-м он снял актрису в ленте «Ширли-мырли», в которой она одновременно играла несколько персонажей. В 2000-м на экраны вышел совершенно потрясающий фильм под названием «Зависть богов», режиссером которого тоже стал Меньшов. Партнерами Алентовой по фильму стали Жерар Депардье и Анатолий Лобоцкий.
Своего мужа Владимира Меньшова Вера встретила в институте. Любовь вспыхнула буквально с первого знакомства, и молодые люди не стали тянуть со свадьбой. Они поженились на втором курсе, хоть Алентову и отговаривали все однокурсники, предполагая, что ничего путного из её избранника не получится, и ей придется прозябать с бесперспективным мужем. Но Вера никого не слушала, и стала женой любимого человека. Идиллия продолжалась недолго, вскоре бытовые проблемы и неустроенность их жизни дали свои плоды. Молодожены стали жить по отдельности, а после вручения дипломов вуза даже оказались в разных городах. Алентову оставили в столице, а Меньшов получил распределение в Ставрополь.
Этот год для нее стал особенно трудным. Ушел из жизни Владимир Меньшов, она сама побывала в больнице все с тем же проклятым вирусом. А потом надо было научиться жить одной и заниматься своей любимой профессией, не давая себе никаких поблажек в силу возраста. К юбилею Вера Валентиновна приготовила подарок для зрителей – спектакль «Мадам Рубинштейн». Эта пьеса известна за рубежом, в России же практически ее премьера. История законодательницы моды и красоты Хелены Рубинштейн как захватывающее приключение. И сразу не поймешь – положительная перед тобой героиня или отрицательная. А потом же неважно, происходило ли все на самом деле или действо – все лишь фантазия авторов. После первых показов все согласились: Алентова – та же королева. И ей по-прежнему веришь.
Юлия КОНКИНА