СУТЬ ДА ДЕЛО
СЕГОДНЯ СОСТОИТСЯ ОЧЕРЕДНОЕ СЛУШАНИЕ ПО РЕЗОНАНСНОМУ ДЕЛУ КОНСТАНТИНА МАКАРОВА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН ВИНОВНЫМ В СТРАШНОЙ АВАРИИ ПОД ТЮМЕНЬЮ
21 сентября 2020 года на 141-м километре трассы Тюмень – Курган автомобиль Infinity выехал на встречную полосу движения и протаранил автомашину «Лада Гранта». Водитель иномарки остался жив. Водитель «Лады» Никита Кетов и трое его попутчиков-пассажиров, в том числе 4-летняя девочка, погибли на месте.
INFINITY ПРОТИВ «ЛАДЫ»
Вскоре выяснится, что за рулем Infinity находился 27-летний Константин Макаров, у которого, как оказалось, вообще никогда не было водительских прав. При этом на допросе он простодушно объяснил, что «навыки вождения у меня имеются».
Что это были за навыки, вполне красноречиво свидетельствуют многочисленные штрафы за превышение скорости (в том числе десятки неоплаченных – на общую сумму более 100 тыс. руб.), а также авария в состоянии алкогольного опьянения в 2018 году, с тяжкими телесными повреждениями у пассажира. Но уголовного наказания виновник ДТП не понёс, хотя в постановлении суда сказано, что водитель «проявил преступную небрежность». Кроме того, в материалах дела есть документ, в котором указано, что Макаров в момент аварии пребывал в состоянии алкогольного опьянения. Однако все эти факты ни следствие, ни прокуратура не сочли отягчающими обстоятельствами.
СКОРОСТНОЙ РЕЖИМ И СТРЕЛКА НА СПИДОМЕТРЕ
В тот хмурый вечер Макаров снова ехал на скорости, возможно, превышающей допустимую. Кстати, это следует из показаний свидетеля, автомобиль которого незадолго до аварии Infinity обогнал. К тому же, на протяжении этой прямой дороги через 3-4 км установлены знаки, предупреждающие об опасности появления на проезжей части диких животных.
«В пункте 10.1 Правил дорожного движения, – говорит адвокат родственников потерпевших Артём Саркисян, – сказано, что водитель должен вести транспортное средство не просто со скоростью, не превышающей установленного ограничения, но учитывая дорожные и метеорологические условия. Это значит, что при тех погодных условиях, которые были в тот день, скорость должна была быть ниже установленного ограничения в 90 км/ч».
Однако фактическая скорость автомобиля Макарова не была установлена. Вывод автотехнической экспертизы, сделанный на основании показаний самого Макарова и положения застывшей стрелки спидометра, достаточно расплывчат: фактическая скорость до столкновения могла составлять более 80 км/ч. При этом автоэксперт Хайдаров в судебном заседании подтвердил: часть необходимых для полноценной экспертизы данных попросту отсутствует.
В ходе судебного заседания 15 февраля эксперт Хайдаров отметил, что следствием не было предоставлено достаточных данных (в частности, данных об общей видимости в момент ДТП) для его экспертизы, а следовательно – она неполная. Эксперт также отметил, что, делая вывод о механизме ДТП, он не учитывал вес, размер кабана и дорожный просвет автомобиля. Он не ответил на вопрос о том, на какое расстояние отбросило животное после столкновения с машиной. Хайдаров также признал, что скорость движения машины Макарова не была установлена.
Имеются в этом деле ещё пара крайне тревожных обстоятельств. Ведь буквально за день до смертельного ДТП у Макарова был день рождения. А в бардачке его машины был обнаружен прозрачный пакет с веществом растительного происхождения. Как было установлено позже, это насвай (он не включён в официальные перечни наркотических средств, но его воздействие на человека сотрудникам правоохранительных органов хорошо известно). На вопрос следователя о предназначении этого вещества, Макаров ответил, что купил для друзей. Других вопросов у следствия, увы, не возникло.
Находился ли Макаров под действием насвая непосредственно во время аварии? По этому поводу можно лишь строить предположения, поскольку медицинское освидетельствование участника смертельного ДТП провели лишь сутки спустя. При этом, согласно справке о результатах химико-токсикологических исследований, выданной через три дня после аварии, в его моче обнаружен морфин. Известно, что фельдшер скорой помощи, приехавшей на место ДТП, для купирования болевого синдрома вводил Макарову обезболивающий препарат. Следователи не стали проверять, могло ли это обезболивающее оставить следы морфина, и поверили фельдшеру на слово.
Кроме того, когда Макаров ехал по трассе, то отвлекался на разговоры и Интернет в телефоне. Детализация звонков показала, что за несколько минут до трагедии он включил Интернет-трафик.
Водитель «Лады» Никита Кетов, согласно заключению судебно- химической экспертизы его тела, на момент совершения аварии был трезв: спирты и запрещенные препараты в его крови не обнаружены.
Дело ушло в суд без квалифицирующего признака – состояния опьянения.
ТРУДНЫЕ БУДНИ СИРОТ И БЕГ ПО ЛЕСТНИЦЕ
В семье Ивановых–Адыгезаловых осталось двое сирот: 15-летняя на тот момент Ася и 19-летний Рамис. Брату пришлось быстро стать взрослым: он оформил опеку над сестрёнкой и сейчас работает, содержит её и заботится. На вопрос о том, пытался ли Макаров принести извинения, предложить помощь, Рамис и Ася ответили, что нет. Более того, по их словам, в суде он ведёт себя вызывающе.
«Приезжает демонстративно на такой же машине, что была в аварии, только на новой, – рассказывает брат. – Играет на публику: ходит с тросточкой (в материалах дела у него зафиксированы травмы), при этом легко перепрыгивает через ленту ограждения, а по лестнице поднимается так быстро, что я, молодой и здоровый, за ним угнаться не могу. Когда суд зачитывал травмы погибших, Макаров улыбался».
«В июне прошлого года я случайно заметила Макарова в кафе торгового центра, – добавляет Ася. – Никакой трости у него в руках не было. Он меня тоже узнал и стал отворачиваться».
МИСТИЧЕСКИЙ КАБАН
По версии следствия, на дорогу перед автомобилем Макарова выскочил дикий кабан: в результате столкновения с ним машину занесло на встречную полосу, после чего и произошла авария.
Рамис и Ася, прибывшие на место аварии сразу после того, как увезли тела погибших, говорят, что внимательно осматривали местность: сотрудники МЧС сказали им, что вещи могли разлететься и их нужно собрать. Освещали не только фонариками, но и дальним светом фар машины, на которой приехали. Ни туши кабана, ни его крови они не видели. На дороге, по словам Рамиса, были только технические жидкости: масло, антифриз.
На следующий день, при осмотре автомобилей, Рамис с друзьями не обнаружили крови и на кузове Infinity. Кстати, на площадку, где хранились машины, они прошли беспрепятственно, убедившись, что никакой должной охраны не было.
Адвокат добавляет: «Материалами дела не установлено, что Макаров совершил наезд на кабана и в результате этого выехал на встречную полосу движения. Есть только одно фото, сделанное в темноте. Место обнаружения туши кабана и её расположение относительно дороги при осмотре места происшествия не описано. К тому же, акт гибели кабана, составленный лесничим Латышевым, утерян, равно как и телефон с фотографиями».
Таким образом, стал ли именно кабан причиной аварии, как уверяют Макаров и следствие, однозначно сказать нельзя.
ВОПРОСЫ И МНЕНИЯ...
У стороны потерпевших накопилось немало вопросов к следствию. В том числе: почему к человеку, совершившему смертельное ДТП с четырьмя погибшими, мера пресечения (в виде подписки о невыезде) применена только 8 апреля 2021 года — почти через полгода после аварии? И почему так и не была назначена повторная автотехническая экспертиза, о которой ходатайствовала потерпевшая сторона, если в ходе первой старший эксперт отдела технических экспертиз ЭКЦ УМВД России по Тюменской области Азамат Хайдаров отметил, что для полноценной экспертизы не хватает исходных данных?
18 февраля с.г. в эфир вышла популярная телепрограмма «Человек и закон», одним из сюжетов которой стала тюменская автодорожная трагедия. Так, во многом проливают свет на случившееся свидетельские показания непосредственного свидетеля ДТП Алексея Ваккера, который в тот злополучный вечер ехал по трассе буквально следом за машиной Никиты. Кроме того, в данном случае вполне убедительно прозвучало мнение независимого эксперта-автотехника Александра Бухарова, поставившего под сомнение едва ли не сам факт внезапного появления на дороге пресловутого кабана: ведь ни следов волочения, ни крови, ни шерсти дикого животного на бампере и передних колесах (или на радиаторе автомобиля Макарова и на днище) не было обнаружено.
Адвокат потерпевших Артем Саркисян указывает на ряд противоречивых деталей и неточностей, которые, на его взгляд, мешают установлению истины по делу. В связи с этим адвокатом были заявлены ходатайства о производстве новой экспертизы и о возврате уголовного дела в прокуратуру для устранения нарушений.
Исетский районный суд намерен решить этот вопрос сегодня, 24 февраля.
Валерий АРБАЛЕТОВ