ПРИЧИНА ДРАМ – БЕЗРАЗЛИЧИЕ

СЕМЕЙНЫЙ ЛИКБЕЗ 

Признаков того, что ребенок примкнул к какому-то криминальному или деструктивному сообществу, может быть несколько. Есть поведенческие: ребенок изменился, стал замкнутым, агрессивным, склонным к протестам и бунту, нарушению принятых в семье правил.

Есть социально-бытовые: просит у родителей больше денег, чем обычно, у него стали появляться новые вещи, порой с непонятной атрибутикой, или, наоборот, в доме начали пропадать какие-то предметы. Появились новые знакомства. Безусловно, все эти изменения происходят постепенно. И родителям следует быть просто внимательнее к своему ребенку. Что делать, если тот вступил в некое криминальное сообщество? Резкие ограничения, запреты и табу лишь отдалят его от родителей. Момент для перенастройки отношений будет безнадежно утрачен. Что точно важно сделать, то это, безусловно, поговорить с подростком, узнать мысли и намерения, попытаться выяснить цели, к которым он стремится, и то, какое будущее его занимает. Возможно, предложить ряд альтернатив. Рассказать о своих чувствах и переживаниях. В идеале, семья для ребенка должна быть островком безопасности, где его должны принять и понять во всех сложных ситуациях, и помочь преодолеть негативные моменты, если не самостоятельно, то при помощи специалистов, наставников, психологов и педагогов. 

Ведущий психолог гегионального социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья», клинический психолог Наталья Мурзина отметила, что под криминальными сообществами следует понимать деструктивные социальные структуры, которые пропагандируют антисоциальный преступный образ жизни, в том числе в подростковой среде, как подрастающей кадровой базе этих сообществ. Речь идет о нормах и правилах, которые характерны для представителей именно криминальных сообществ, для лиц, имеющих сроки за совершенные преступления. Главное, чем такие сообщества характеризуются, – это пропаганда и навязывание ценностей, моделей поведения, принятых в криминальной среде. Чем они могут быть опасны для детей и подростков? 

Во-первых, содержание такой пропаганды способствует формированию у детей искажённой картины мира. Обычный ребенок вряд ли заинтересуется каким-то деструктивным контентом. Скорее, на него отреагирует имеющий какие-то внутренние проблемы психологического, эмоционального, семейного плана. Возможно, он испытывает некие фрустрирующие воздействия. Ну, например, мать ругает сына за плохое, и не хвалит за хорошее. В результате тот накапливает в себе негативные эмоции, гнев, раздражение, не знает, что с ними делать, как их проявить, описать, выразить конструктивным образом. Он «тонет» в этих чувствах и переживаниях, начинает искать поддержку на стороне, размышлять о том, что «или я один такой неправильный, или нас таких много». 

Следующая опасность криминальных сообществ в том, что их участники могут подтолкнуть несовершеннолетнего к правонарушению. При этом дети часто и не всегда в полной мере осознают степень ответственности, которую они могут понести. 

Естественно, если ребенок оказывается в подобном сообществе, это проблема не только его, но и семьи, так как в эту историю будут вовлечены все ее члены. И это проблема всего общества, поскольку в этом случае речь идет о криминогенном сознании и возможных правонарушениях. В том числе в отношении тех же несовершеннолетних. Те, кто послабее и помладше, рискуют оказаться в поле внимания таких ребят. 

В криминализированных сообществах могут состоять и совсем юные подростки, и юноши более старшего возраста. Но те и другие чаще всего характеризуются личностной незрелостью. Наталья Мурзина отметила, что существует миф, будто в деструктивные сообщества попадают дети лишь из неблагополучных семей. 

– Безусловно, такие дети находятся в группе риска. Но наибольшая их часть, состоящих в деструктивных сообществах, растут как раз во вполне благополучных семьях, – сообщила эксперт. 

По ее словам, психологи, которые работают с юными правонарушителями, отмечают, что при этом они пользуются некими механизмами, позволяющими им не чувствовать себя «плохими». Например, один из таких механизмов – отрицание вреда. Допустим, подростки угнали чужой автомобиль. Будучи пойманными, они объясняют это так: «Мы просто пошутили. Ничего плохого с машиной сделать не хотели». Или отрицание ответственности. Дескать, так сложились обстоятельства, которые меня подтолкнули к совершению правонарушения. В пределе, такое отрицание приобретает форму морали и некой романтики: «Мы за справедливость в этом несправедливом мире. Робин Гуд был преступником и грабителем, но награбленное он отдавал бедным. И мы не хуже Робин Гуда». 

И в каждом таком криминальном сообществе все эти защитные психологические механизмы присутствуют в той или иной форме. Они позволяют их членам не испытывать дискомфорта и само- осуждения, нивелировать ощущение вины за содеянное. 

Нужно ли с каждым ребенком разговаривать о криминальных сообществах? Если и нужно, то точно не с каждым. Коль у ребенка всё хорошо и всё в порядке и он не замечен в поиске информации на данную тему, то искусственно подогревать такой интерес не стоит. Достаточно обойтись беседами об общепринятых нормах и правилах, позитивных примерах социально полезной деятельности, укреплять в ребенке чувство ответственности. Любовь, доверие, внимание, забота – то, что защитит ребенка от драм. Если он будет знать, что может обратиться к отцу или матери, его выслушают, и за этим не будет никаких санкций, то беды можно избежать. 

Если в семье не установлены крепкие эмоциональные связи, и у ребенка нет чувства защищенности, принадлежности к микросообществу семьи, признания со стороны взрослых, он будет искать возможность реализовать эту потребность где-то еще. Как несовершеннолетний ребенок может получить необходимое ему признание? Через те или иные достижения. И какую планку достижений родители ставят перед ребенком – это очень важно. Если такой планки нет – это очень плохо. Если ребенок приносит из школы пятерку – «молодец». Скупо, вяло, без эмоций. А если двойку – то взрослые в этом случае могут сорваться на ребенке. На самом деле важно поддерживать подростка в любых его успехах и начинаниях, оценивать его старания. Если что-то не получается, не ругать, а предложить помощь или подсказку. 

Потребность в признании – это очень немаловажный момент. Для подросткового возраста она весьма характерна. И это означает, что взрослым нужно помочь ребенку найти его референтную группу, где он мог бы развиваться. 

Как говорил один персонаж из кинофильма Алексея Балабанова: «Главное в жизни – найти своих, и успокоиться». 

НА СНИМКЕ: в центре «Семья» подскажут, как выйти из трудной жизненной ситуации. 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/ 


53661