ОТ ШИРОТЫ ДУШЕВНОЙ

ЧЕЛОВЕК ТРУДА

Сергей Падурин из Красново все свободное время отдает деревянному зодчеству. Он убежден: древнерусские плотницкие традиции нужно возрождать, это история, самобытность, ремесло наших прадедов.

Родом Сергей Степанович из Тюменского района, из деревеньки Горбунова – была такая под селом Денисово. Родился мальчишка уже без отца, ушедшего на фронт. 

В сорок третьем прилетела похоронка, но вскоре выяснилось: жив, в госпитале. Потом черных весточек было ещё несколько... В последней сообщалось: погиб на Курской дуге. 

Вдове с ребятишками (была еще старшая сестренка) пришлось перебраться к родственникам в Боровое. 

Шли годы. Пацан рос. Вот уже и восьмилетка позади. Куда податься? И пошел в ФЗУ (фабрично- заводское училище) изучать плотницкое дело. 

– Меня так потянуло к дереву… После окончания направили на железобетонный завод. Строили рабочий посёлок, и щитовые дома собирали (делали их на ДОКе), и из бруса ставили, – вспоминает Сергей. 

В конце пятидесятых Падурин откликнулся на призыв комсомола осваивать север. Без отрыва от производства окончил курсы кочегаров и две навигации ходил на пароходе – возили трубы и технику. Потом служба в армии. 

Вернувшись в родные пенаты, устроился слесарем по налаживанию станков на сапоговаляльную фабрику, потом – снова завод ЖБИ, где и проработал до пенсии. В конце девяностых перебрался в Приисетье, приобрел полуразрушенный домишко, восстановил. И такая красота получилась! Все в резных украшениях. Нарядные наличники. 

– Заинтересовался резьбой по дереву, попробовал раз, другой – и пошло, – гордится Сергей Степанович. 

В горнице как в сказке – постарались хозяйские руки! Вот Жар- птица, вот Чудо-юдо-рыба-кит, вот Петушок – Золотой гребешок, вот сказочные драконы, вот могучий лев… Даже тумба, полочки и шкафчик – настоящие произведения искусства. И карнизы рукот- ворные, украшены аппликациями. 

Мастер признаётся: многое зависит от того, какую древесину используешь: 

– У меня большинство изделий из сосны, но это хрупкий материал. Лучше использовать влажную осину, хотя она, как железо, когда высохнет, очень трудно с ней работать, но если уж сделаешь – много лет прослужит. Интересно работать с липой, можно использовать и берёзу. Да любое дерево, если с умом подойти. Всё получится! 

Что-то у мастера в голове рождается, а часть эскизов берёт из специальных книг. 

– Есть литература по резьбе, там предлагается и техника, и рисунки, по ним и учился. Многие элементы для украшения дома и забора я сделал по книге "Домовая резьба" – делится мастер. 

Он сокрушается, что уходит традиция украшать дома резными фигурами, а окна – наличниками: 

– Надо с детства воспитывать тягу к красоте, на уроках труда давать ребятам основы столярного и плотницкого дела, прививать интерес к ремёслам. 

Сергей Степанович и сам готов рассказать, показать, научить. Не раз к нему нанимались в подмастерья, только вот труд этот – кропотливый, требующий времени и сил, не каждый на это способен. 

– Все думают: резанул пару раз – и готово. Ан нет! Сначала надо обмозговать, нарисовать, а потом уже браться за инструмент. 

Он убежден: каждая фигура, даже каждый элемент на наличниках – настоящее сокровище, памятник деревянного зодчества. 

– Резьба была главным украшением домашней утвари и прочего, а ведь инструментами нашим дедам служили только ножовка, долото да топор. В Тюмени снесли многие деревянные памятники архитектуры, а их возрождать, восстанавливать надо было. Раньше на улице Севастопольской выставки народных ремёсел проходили, а где это сейчас? Не говорю про город, но ведь и в деревнях толковых плотников не найти. Их вообще единицы. Молодёжь этим ремеслом не хочет овладевать. 

Как признаётся мастер, из предметов домашнего интерьера им куплен только шкаф, остальное сделано своими руками. 

– Детям, внукам, правнукам тоже наделал. Приедут, что-то понравится – забирайте, говорю, мне не жалко. Правнукам тоже интересно, но они ещё маленькие. 

И в каждом изделии частичка его души – широкой, народной, щедрой. 

Екатерина БАЙБУЛАТОВА /фото автора/


53653