ШАГ В БУДУЩЕЕ
В виртуальном мире появился город – двойник Тюмени. В нём можно прогуляться по улицам и паркам, заглянуть в торговые центры, и даже постоять на Мосту влюблённых. Этот город построили всего за несколько дней воспитанники детского технопарка «Кванториум» во главе со своим наставником Дмитрием Тарасовым. Целью проекта был эксперимент по созданию метавселенной на платформе популярной компьютерной игры«Minecraft».
Более ста юных энтузиастов совместными усилиями спроектировали и возвели несколько кварталов, проложили дороги, создали инфраструктуру – магазины, школы, «зелёные» энергостанции... Имеются в МетаТюмени даже свои памятники и арт-объекты.
Создатели лучших локаций виртуального города были награждены ценными призами. Председатель совета социально ориентированных НКО Михаил Мельцер от лица Тюменского ОС ВОИР вручил подарочные наборы наиболее отличившимся «строителям» – Дмитрию Белоусу, Алексею Колокольцеву, Полине Воробьевой, Юлии Рыбалка, Максиму Сизову и Кириллу Коровко.
И пусть нынешняя МетаТюмень – всего лишь прототип, не за горами строительство представительств нашего города уже в настоящих метавселенных, с миллиардной аудиторией, которые, как обещают нам из Кремниевой долины – дело самого ближайшего будущего.
– А что это вообще такое – метавселенная, и для чего предназначена? – спрашиваю я у Михаила Мельцера. – Интернет полон конспирологических теорий, согласно которым концепция метавселенной придумана масонами, «золотым миллионом» и лично Биллом Гейтсом с тем, чтобы поработить человечество и загнать его в «матрицу». При этом никто толком не знает, что же эта метавселенная из себя будет представлять. Вы как человек, погружённый в тему, могли бы внести ясность?
– Конспирологические теории всегда возникают вокруг всего нового. Начиная от движения луддитов, которые боялись механических станков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что появились они во множестве и вокруг такого нового явления, как метавселенная.
На самом деле метавселенные – это следующий этап развития всем нам известного Интернета. Кстати, когда Интернет только зарождался и входил в обиход, вокруг него тоже кипели нешуточные споры, и было множество людей, которые его не принимали. Но вот прошло совсем немного времени – и Интернетом пользуется каждый из нас, получая от этого большую пользу и удобства.
Метавселенная – это просто очередной необходимый шаг к более эффективному взаимодействию людей, получению информации и объединению человечества. Она призвана ещё более сблизить реальный мир с цифровым, виртуальным.
– А как это будет выглядеть на практике?
– Пока лишь в виде несовершенных прототипов, таких как МетаТюмень. Большая часть зарождающихся метавселенных сейчас существуют в 2D-мире, когда цифровую реальность можно видеть и воспринимать лишь на экране монитора. Но всё более совершенствуются технологии виртуальной реальности и дополненной реальности, которые позволяют человеку погружаться в цифровой мир на уровне, сопоставимом с его восприятием мира физического. Такое слияние происходит за счёт расширения возможностей получения человеком ощущений в процессе пребывания в виртуальной реальности.
Мне кажется, что это очень перспективная и потенциально востребованная технология. Человеческая история учит, что все изобретения и инновации, направленные на повышение качества жизни, рано или поздно приходят в наш повседневный быт. Но, как и с любым новшеством, на первых этапах будет стихийная сегрегация – разделение на тех, кто освоил его первыми, отстающих и тех, кто ещё не освоил совсем. За примерами далеко ходить не надо – мы видим, что в современном мире есть люди, уже живущие будущим, в мире биотехнологий и освоения космоса, есть отстающие, а есть те, кто ментально и технологически застрял ещё в средних веках, а то и бегает по джунглям в набедренных повязках. Если мы будем относиться к новым технологиям с подозрением и ставить препоны их развитию, то есть риск стать таким вот туземным племенем. Конечно, может быть, такие туземцы живут по-своему счастливо и духовно, но лично мне такой судьбы для России и всех нас не хотелось бы.
Очень важно понять, что метавселенная – это всего лишь наш инструмент, и то, какой она станет, всецело зависит от нас самих – от того, какой контент мы в неё заложим и какие смыслы внесём. И цель наших первопроходцев, таких как команда МетаТюмени – внести смыслы, нужные нам – нашим общественным и образовательным организациям и людям, живущим в России в целом.
– Какую конкретную пользу мы получим от создания и развития метавселенных?
– Человеческая цивилизация – это, в первую очередь, коммуникация между людьми, начиная с обсуждения охоты на мамонта у костра и заканчивая совместной работой учёных в лабораториях. Метавселенные дают принципиально новые, совершенно непредставимые до того возможности коммуникаций на расстоянии в формате погружённого общения – не с помощью экранчика смартфона, а с полным эффектом присутствия. А там, где есть погружённое общение, появляется всё – экономика, искусство, изобретательская мысль… Человек – общественное животное, и наша психика устроена так, что чем больше люди включены и погружены в группу, тем больше создают, изобретают и творят. Метавселенные дают возможности, каких не было никогда – объединять в такие группы множество людей с разных концов планеты, и давать им возможность взаимодействовать так, как если бы они находились в одной точке пространства и в одном социуме. На мой взгляд, это революция, сопоставимая по историческому масштабу с изобретением письменности.
Будущие метавселенные – это основа для совершенно новой экономики, новых социальных отношений нового искусства… Словом, совершенно нового мира. Нового – в самом хорошем смысле. Задача же НКО, образовательных организаций и в немалой степени СМИ – помочь преодолеть «шок будущего» (так называется защитная психологическая реакция человека на стремительные и радикальные изменения в его окружении) и все связанные с ним страхи.
– А как вы оцениваете ближайшие перспективы?
– Ещё одно свойство человеческой природы – стремиться к освоению новых пространств. Не зря ведь мы за сравнительно короткий промежуток времени распространились по всей планете. Но последнее время открывать и осваивать стало уже нечего – белых пятен на карте больше нет, а другие планеты пока недосягаемы. И здесь метавселенные дают совершенно удивительные перспективы, как место для экспансии и приложения творческих усилий. Нет, разумеется, это не будет полным уходом в «матрицу», которым пугают нас алармисты. Процесс идёт двунаправлено – цифровая реальность проникает в наш физический мир, а он, в свою очередь, становится достоянием цифровой реальности.
Мы сейчас, как Колумб в XV веке, на пороге открытия Нового света, только виртуального. Но это настоящий новый мир, требующий освоения. Впереди новая, цифровая, конкиста. И кому как не нам, сибирякам, с нашим опытом освоения новых пространств и фронтиров, быть в этом процессе впереди всех!
НА СНИМКАХ: локация МетаТюмени; вручение призов.
Роман БЕЛОУСОВ /фото предоставлено "Технопарк – Кванториум"/