НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ДАТЫ
23 февраля – праздник, известный, как День защитника Отечества. Но каково значение этой даты в нашей жизни? Много ли фактов нам известно об этом дне, как и о других праздниках?
В 2020 году РИА-Новости опубликовало результаты опроса двух тысяч респондентов, проведённого ВЦИОМ в связи с предстоящим празднованием Дня защитника Отечества. 39% россиян воспринимают дату как праздник военных, 34% – как день мужчин в целом. Про Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии вспомнили 19% населения (каждый пятый россиянин).
У этого праздника давняя и богатая история. В период с 1919- го по 1946 год 23 февраля был Днём Рабоче-крестьянской Красной армии, с 1946-го по 1992 год – Днём Советской армии и Военно-Морского флота, с 1993- го по 1994-й – Днём Российской армии, с 1995-го по настоящее время – День защитника Отечества.
В основу этого праздника, действительно, заложена воинская доблесть. Если следовать исторической хронологии, Советская Россия к началу 1918 года столкнулась с необходимостью защиты от внешних противников, поскольку нарушившие перемирие германские и австрийские войска, воспользовавшись фактическим отсутствием у Советской России вооружённых сил, в феврале 1918 года предприняли наступление по фронту от Балтийского до Чёрного моря, в то время, как на Южном Кавказе уже наступали турецкие войска.
В сложившейся ситуации председатель Совета народных комиссаров Владимир Ульянов-Ленин 22 февраля 1918 года издал декрет «Социалистическое отечество в опасности!». И следующий день – 23 февраля – вошёл в историю как день массовой записи добровольцев в Рабоче- крестьянскую Красную армию, формирования красноармейских отрядов, которые незамедлительно вступили в бой с немцами под Псковом и Нарвой и остановили их наступление. Так в Советской России появился праздник День Красной (впоследствии – Советской) Армии.
Не менее значимые события в преддверии 23 февраля происходили и в годы Великой Отечественной войны. К годовщине Красной армии 1942 года были полностью освобождены Московская и Тульская области, большая часть Калининской и часть Ленинградской областей, начато освобождение Крыма и Украины. Одиннадцать тысяч населённых пунктов, более 60 городов было вызволено из-под ига немецких оккупантов. Есть чем гордиться. И есть весомый повод считать 23 февраля не просто «ещё одним выходным днём», а как минимум днём великого подвига русского солдата, ведь в кровопролитных боях за свободу нашей Родины сражались не только профессиональные военные, но и бойцы-самоучки из народа.
Отдельное место в истории Великой Отечественной войны занимает наступление на Москву, длящееся в период с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года, и прошедший в этот период парад в осаждённой Москве.
Как известно, немецкое командование запланировало взять столицу до 7 ноября и в этот день устроить на Красной площади парад нацистских войск. Военному плану дали название «Тайфун».
Впоследствии среди трофейных документов были обнаружены приглашения и билеты на мероприятие, изготовленные специально для шествия парадные мундиры, награды «Героям взятия Москвы», а также материалы для строительства грандиозного монумента. Однако «Тайфуну» не суждено было «обрушиться» на Москву.
2 октября 1941 года 35 немецких дивизий начали генеральное наступление на Москву. Немецко- фашистская армия шла по трём направлениям: Вязьма–Москва, Юхнов–Малоярославец–Москва, Калуга–Серпухов–Москва. Образовались огромные клещи, охватывавшие столицу в направлении Ржев–Калинин на севере и Орёл–Тула на юге.
14 октября немецкие войска заняли Калинин, 18 октября – Можайск. На юге захватили Орёл и Мценск. За две недели немцы продвинулись на 200 километров. Как описывает события тех дней Вилис Лацис в романе «Буря», осознав опасность момента, «все москвичи как один отозвались на призыв партии и поднялись на борьбу за свой великий город. Было объявлено осадное положение. В городе формировались рабочие коммунистические батальоны – по одному в каждом из двадцати пяти районов Москвы. Десятки тысяч москвичей – и мужчины и женщины – брались за лопаты и кирки и в невероятно короткий срок опоясали свой город мощными оборонительными сооружениями: противотанковыми заграждениями и рвами, артиллерийскими дотами, пулемётными гнёздами и баррикадами. Важнейшие учреждения и промышленные предприятия были эвакуированы в глубокий тыл, на восток.
Москва стояла подобно утёсу, о могучую грудь которого расшибались одна за другой волны наступавшей фашистской армии. На обширном поле сражения, у самого сердца советской отчизны, плечом к плечу стояли сыны всех её народов. Крепка была их любовь к Родине и только безумец мог надеяться, что они отдадут свою столицу врагу. Вся огромная страна помогала Москве, силы её защитников прибывали с каждым днём, в то время как немецко- фашистские армии и корпуса с каждым днём всё заметнее проявляли признаки вялости, медлительности. Темпы наступления спадали, огромная армия грабителей топталась на месте в ожидании тёплых московских квартир, богатой военной добычи и давно обещанного дня военного парада на Красной площади, когда отмеченные знаком свастики немецкие полки продефилируют под победный марш перед самим «фюрером».
7 ноября 1941 года действительно состоялся парад – один из самых прекрасных, самых величавых парадов, которые видела Красная площадь. Военные части проходили перед Мавзолеем Ленина, отправляясь на фронт.
Октябрьское наступление немцев провалилось. Хотя фашистская армия и продвинулась вперёд, но ни одна из задач, которые возложил на неё Гитлер, предпринимая это наступление, не была решена, ни одна из поставленных перед ней целей не была достигнута.
После этого, фашистские войска стали усиленно готовиться к новому наступлению на Москву, которое началось 16 ноября. В этой битве участвовала уже 51 немецкая дивизия. Две танковые армии направили главный удар на Клин–Солнечногорск–Рогачёв– Яхрому–Дмитров и далее за Москву. Бронетанковая армия Гейнца Гудериана направилась к Туле и Кашире, чтобы, заняв эти города, продвинуться на Рязань–Коломну–Орехово-Зуево и, таким образом, замкнуть железное кольцо вокруг Москвы.
Гитлеровцы захватили Клин, Солнечногорск; обойдя Тулу, достигли Каширы и Серпухова; на Ленинградском фронте им удалось занять Тихвин, на юге – Ростов-на-Дону.
Как пишет Лацис, «весь мир, затаив дыхание, следил за ходом гигантского сражения. Явные и тайные враги со дня на день ждали сообщения о падении Москвы. Но Москва не пала. Подобно сказочным богатырям, бились советские солдаты. Известие о геройском подвиге гвардейцев Панфиловской дивизии облетело весь фронт. В тылу врага вели самоотверженную борьбу партизаны. В эти дни обессмертили свои имена Зоя Космодемьянская и Александр Чекалин».
6 декабря Красная армия перешла в наступление под Москвой, которое длилось сорок дней. Немецкая армия понесла серьёзные потери – 300 тысяч немецких офицеров и солдат осталось на снежных полях Подмосковья. Легенда о непобедимости немецко- фашистской армии была развеяна.
Между тем победа под Москвой изменила положение и на других фронтах. В конце ноября под Ростовом-на-Дону были разбиты войска генерала Эвальда Клейста, немецкая армия также потерпела поражение под Тихвином и Ельцом. Решающее значение обороны столицы и контрнаступления под Москвой в последующем разгроме немецких войск отмечал и Маршал Георгий Жуков. Наступление под Москвой, завершившееся в апреле 1942 года, стало предтечей прорыва и снятия блокады Ленинграда и победы в Сталинградской битве, предрешившей исход войны.
А быть может, не было б тогда парада и не достигли б таких побед, ведь, как говорил великий Омар Хайям: «упавший духом гибнет раньше срока».
Заместитель заведующего секретариатом Совнаркома СССР М. Смиртюков впоследствии вспоминал: «Я помню, как Сталин сумел изменить настроение в партийном и советском аппарате осенью 1941 года. Дела тогда были хуже некуда. Немец под Москвой, город бомбят.
В октябре была массовая эвакуация учреждений, больше похожая на паническое бегство. Сам Сталин, как мне говорили, собирался уехать в Куйбышев. Приехал на вокзал, походил вдоль состава, но затем передумал и вернулся в Кремль. И вдруг 6 ноября – торжественное заседание по случаю годовщины Октября на станции метро «Маяковская»…А на следующий день ко мне прибежал товарищ и говорит: «Пошли на Красную площадь, там сейчас парад начнётся!». Мы ведь, работая в Кремле, не знали, что готовится парад. Снег шёл тяжёлый, густой, немецкая авиация налететь не могла, и любо-дорого было смотреть, как подтянутые, крепкие бойцы идут прямо на фронт. Он (парад – ред.) в два дня всей стране изменил настроение».
Военный парад начался в 8 утра, принимал его Маршал Семён Будённый. Трансляция по поручению главы государства распространилась на все страны. Историк Ю.В. Емельянов отмечал, что его речь была кульминацией. «Немцы стояли в нескольких километрах от Москвы, а он говорит о том, что вам предстоит «освободительная миссия», на вас смотрит порабощённая Европа». Для многих эта речь стала переломной, а парад вселил непоколебимую уверенность, ведь, как писал мемуарист и участник войны П. Ионочкин, невзирая на то, что враг у порога, празднование традиционной годовщины Октября предрекало, что врагу город не взять.
Сегодня для многих 23 февраля является лишь выходным, а что за праздник был 7 ноября, тоже мало кто сходу ответит.
Незнание истории государственных праздников – результат «половинчатых» знаний и блужданий в мутных водах политических подтекстов.
С некоторых пор стало подвергаться детальному пересмотру всё связанное с советским прошлым. Но увлёкшись зачисткой истории, не выплеснули ли мы вместе с водой и ребёнка?
Кристина ТРЕТЬЯКОВА
/фото Тимофея ГЕРАСИМОВА/