ЗОЖ
С каждым годом всё больше компаний, стартапов и общественных движений в разных странах ставят целью продление человеческой жизни. Желательно – до неограниченных пределов. Своими проектами по достижению долгой и здоровой жизни обзавелись такие «киты» бизнеса, как «Google», Джефф Безос, Питер Тиль... В России в том же направлении работают движения «Технологии долголетия», «Open Longevity» и другие.
Не отстаёт от общемировых трендов и Сибирь. В прошедшем году тюменское общественное движение «Главное – здоровье» под руководством Виктора Романенко и председателя совета социально ориентированных НКО Тюменской области Михаила Мельцера запустили проект под названием «Волонтёры долголетия». Его участники видят своей задачей вовлечение всех заинтересованных сторон – гражданских активистов, медицинского сообщества, а в первую очередь – широкой общественности в популяризацию идеи радикального продления жизни. Деятельность «волонтёров» перекликается и с национальными проектами, направленными на повышение длительности и качества жизни россиян.
В Тюмени широко представлены самые различные виды волонтёрства, но такое направление, как «гражданская наука», подразумевающая вовлечение непрофессионалов в научно-исследовательскую работу, ещё не получило значительного распространения. «Волонтёры долголетия» – один из первых тюменских проектов подобного рода.
«Гражданская наука» является сравнительно новым направлением общественной активности. Она зародилась в начале девяностых годов прошлого века. Добровольцы-общественники помогают учёным накапливать и анализировать данные, касающиеся изучения различных явлений, на сбор и обработку которых у профессионалов просто не хватило бы времени и ресурсов. И сами, благодаря такому сотрудничеству, повышают свои компетенции и расширяют технические возможности для удовлетворения своей любознательности. Так что основатели «Волонтёров долголетия» не изобрели ничего нового, они лишь применили уже испытанные и проверенные методы «гражданской науки» к изучению вопросов старения и продления жизни. Сибирский проект органично влился в общероссийское движение преодоления старения, которое уже достаточно хорошо развито.
В нашей стране в настоящий момент существует целый ряд фондов, движений и исследовательских центров, непосредственно занимающихся вопросами долголетия. Но, как правило, это узкие группы учёных и экспертов в своих областях. «Волонтёры долголетия» же видят своё предназначение в привлечении и вовлечении в работу максимального количества людей. Перед открытием проекта его создатели провели большое количество подробных консультаций с областным геронтологическим центром, Тюменским медицинским колледжем и целым рядом экспертов федерального и мирового уровня. На основании рекомендаций учёных и медиков были сформированы два основных направления деятельности, подпроекта, как называет их Михаил, которые и реализуются в настоящее время. Принять в них участие в качестве волонтёра «гражданской науки» может каждый из нас.
Первый подпроект называется «Как измерить старение?» и посвящён изучению различных аспектов биологического возраста. Все мы знаем, что календарный возраст человека далеко не всегда совпадает с биологическим. Часто бывает, что шестидесятилетний человек во всех отношениях даст фору тридцатилетнему, а бывает, увы, и наоборот. Вопрос скорости старения является одним из ключевых в биологической науке, хотя при этом у учёных нет даже единого понимания – что же из себя представляет сам этот процесс и где искать его причины. Имеется большое количество различных гипотез, но ни одна из них не доказала своего приоритета. Мы ещё не умеем даже сколько-либо надёжно измерять биологический возраст людей иначе, как календарными годами, а те способы, которые существуют, неимоверно дороги.
– Поэтому мы решили начать с начала, то есть в первую очередь определиться, чем и как мы будем измерять старение, – рассказывает кофаундер «Волонтёров долголетия» Михаил Мельцер. – Для этого были выбраны несколько методов, используемых в медицинской науке. Часть из них относится к антропометрическим, то есть основывающимся на легко измеримых физиологических показателях, таких, как, например, размер талии или объём лёгких. Другие методы – аппаратные, но тоже очень простые и неинвазивные. Это ангиосканирование, измеряющее по ряду параметров состояние сердечно- сосудистой системы и биоимпедансный анализ, дающий сравнительную характеристику количества жира, мышечной и костной массы в организме. Измеряя участников эксперимента по этим методикам, мы проверяем, в первую очередь, точность и верифицируемость самих методов, а следовательно, пригодность тех или иных для продолжения исследований.
Мы хотим, чтобы через исследования прошли две-три тысячи человек, чтобы получить статистически достоверную выборку. Надеюсь, что к лету у нас уже будут предварительные результаты, а в конце года мы опубликуем окончательные, итоговые.
Желающим участвовать в исследованиях следует заполнить анкету на сайте www. longevity72.ru или написать на почту politreyd@bk.ru. А можно отправить Михаилу личное сообщение на его страницу «Вконтакте».
Второй подпроект «Волонтёров» более узконаправленный, но и более многообещающий. Это проверка влияния вытяжки из семян укропа на нормализацию артериального давления.
– Я сам страдаю гипертонией, так что в этом исследовании есть и мой личный интерес, – улыбается Михаил.
– Что же нужно делать обычному горожанину, чтобы жить долго и активно? – спрашиваю я Михаила.
– Как бы ни банально это звучало, в первую очередь, вести здоровый образ жизни. Чем меньше мы курим, пьём спиртное, предаёмся излишествам и испытываем стрессы, тем дольше и активнее мы будем жить. Второй значимый фактор – наличие цели в жизни. Если у нас есть цель и желание её достигать, тем лучше и бодрее мы себя чувствуем в любом возрасте. Ещё очень важно не выпадать из социума и всё время узнавать и изучать что-то новое, получать и перерабатывать информацию.
Но самое, на мой взгляд, главное – менять ментальную настройку нашего общества, которое принимает старение и смерть как нечто фатальное и необоримое. Воплощение девиза нашего сообщества «120 лет – не предел» – дело будущего. На данном этапе наша цель – донести до широкого круга людей, что старение – не приговор, с ним можно и нужно бороться. Эксперты утверждают, что сейчас как никогда высока вероятность разработки технологий радикального продления жизни.
– Вот об этом я и хотел задать следующий вопрос. Технический директор компании «Google» Рэймонд Курцвейл считает, что уже в сороковых годах будет достигнута практически неограниченная продолжительность человеческой жизни при помощи технических средств. Согласны ли вы с ним?
– Это может быть сделано и раньше, и позже – всё зависит от постановки целей и общественных усилий. Если все мы и далее будем считать, что старение и смерть – это неизбежность и, опустив руки, бездействовать, то даже такие энтузиасты, как Курцвейл или Безос, не смогут сдвинуть систему. Если же общество сделает преодоление смерти своей сверхзадачей, как в своё время покорение космоса, когда каждый мальчишка мечтал быть космонавтом, то мы сможем достичь результата даже раньше сороковых годов. Задача учёных – заниматься исследованиями, а наша задача – постелить им «ковровую дорожку», сделав их работу по-настоящему значимой.
– Какие, на ваш взгляд, существуют способы и механизмы достижения неограниченного продления жизни?
– На сегодняшний день существует три основных направления. Самый популярный из них, куда направлена львиная доля сил и вложений, – так называемый эпигенетический откат. Другими словами – омоложение генома. В разные периоды жизни у нас «включаются» и «отключаются» разные гены. Задача исследователей – «откатить» настройки генома до показателей нужного возраста независимо от числа прожитых лет. На мушках и червях-нематодах такой метод работает. Будет ли так же работать на человеческом организме – сказать пока сложно. Но основания надеяться есть.
Второе направление – корректировка межклеточного матрикса – белковых соединений- коллагенов, на которых «растут» наши клетки. Эти структуры со временем изнашивается, и с ними стареют клетки. Доказано, что одно сопряжено с другим, потому что если мы даже возьмём молодые клетки и поместим на изношенный матрикс, они тоже стремительно постареют. Есть основания думать, что этот процесс работает и в обратную сторону – если мы научимся восстанавливать межклеточную основу, омолаживая её, то и наши клетки будут на ней молодеть без всякого эпигенетического отката.
И, наконец, самое реальное и достижимое на данный момент направление – это различные виды трансплантаций. Вот буквально на днях впервые в истории человеку было успешно пересажено сердце свиньи. Возможность выращивать в животных или печатать на биопринтере органы для пересадки человеку и «ремонтировать» с их помощью организм – конечно, не панацея, но может дать человеку много дополнительных лет жизни, а с ними – возможность дождаться новых средств и методов её продления.
– Но как скоро такие технологии после их изобретения и внедрения станут широко распространены и достаточно доступны? Есть ли шансы у нынешнего поколения?
– Я на это надеюсь. И думаю, что мой оптимизм оправдан. Любые современные технологии, такие, как мобильные телефоны, компьютеры, Интернет или секвенирование генома, изначально были дороги и доступны только для богатых. Ещё каких-то лет двадцать назад человек с сотовым телефоном вызывал всеобщий восторженный интерес. Сейчас же такие телефоны есть у каждого без исключения. То же касается и всего остального – любой бизнес для получения прибыли старается перейти от индивидуального и дорогого продукта к максимально широко доступному. Поэтому я уверен, что как только технологии радикального продления жизни появятся хотя бы в виде прототипов, путь до массового их внедрения будет измеряться считанными годами. Главное – их создать.
С одной стороны, конечно, наш оптимизм – вопрос веры, но с другой – также стремления и воли. Если люди объединяют усилия, стремясь к цели, они в итоге, с высокой вероятностью, её добиваются. Как в своё время добились республиканского правления, восьмичасового рабочего дня и других целей, когда-то казавшихся утопическими и недостижимыми. Поэтому так важно сейчас осознать, что отпущенный природой срок жизни – не предел, и создать широкое общественное движение за достижение долголетия.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/