БОГИНЯ С КРЫЛЬЯМИ БАБОЧКИ

ТВОРЧЕСТВО 

Однажды жарким июльским днём, когда вся земля трескалась от жары, в окно сельского фельдшерского пункта влетела бабочка и присела на плечо только что появившейся на свет девочки. Трепеща нежными крыльями, порхающая красавица исполнила свой завораживающий танец и улетела. Счастливая мама, нежно взглянув на маленький комочек, по-своему расшифровала загадочный знак судьбы и ласково произнесла: «Вот так и будешь порхать всю жизнь». Предсказание сбылось…

Ту новорожденную девочку, а ныне руководителя театра исторического бального танца «Монплезир» Аллу Юрьевну Виноградову впервые я увидела в 2019 году на областном праздничном форуме «На 55 с плюсом!». Моё внимание привлекла небольшая группа дам и кавалеров в костюмах 19-го века. С восторгом наблюдала, как они артистично исполняли старинные танцы. 

Мой взор выделил стройную, изысканную фигурку с неподражаемой шляпкой на светлых вьющихся волосах. «Психея» («душа»), – подумала я, вспомнив, как древние греки изображали свою богиню в виде девушки с крыльями бабочки. Перед демонстрацией каждого танца эта крылатая красавица звонким, хорошо поставленным голосом анонсировала будущий номер, а позже предложила всем желающим поучаствовать в мастер- классе. 

Разумеется, я не устояла и с энтузиазмом начала разучивать грациозные шаги бального танца Падеграс и танцевальную схему греческого «Сиртаки». Получив массу удовольствия и прекрасное настроение, уверенно сказала себе: «Я буду танцевать в этом коллективе и у этого руководителя». 

Понадеявшись, что все данные смогу найти в соцсетях, в результате обнаружила крайне скудную информацию о выступлениях творческого коллектива и всего два слова о его руководителе. Эта элегантная дама была для меня человеком-загадкой. Найти информацию о том, где занимается коллектив, оказалось проблематично. Лишь год спустя с трудом получила заветный телефонный номер Аллы Юрьевны. 

РАЗГАДКА ПЕРВАЯ: «ИМЕННЫЕ ЗАСЛУГИ» 

На первое занятие я пришла в узких джинсах и облегающей рубахе, такая одежда для репетиций мне казалась удобной. Но выглядела «белой вороной», так как все женщины красовались в платьях и юбках в пол, а головы многих украшали винтажные аксессуары. 

Ко второму занятию я уже мало выделялась среди танцоров внешне, но зато радикально отличалась по уровню танцевальной подготовки, так как на тот момент театр «Монплезир» существовал уже шестой год. Коллектив стал любимцем массовых городских, областных мероприятий и добился значительных успехов: дипломант конкурса самодеятельного творчества «Рубиновый микрофон – 2018», лауреат фестиваля «Через годы, через расстояния», участник 25-го областного фестиваля им. Саввы Мамонтова в г. Ялуторовске и др. 

Позже я узнала, что у Аллы Юрьевны, помимо многочисленных коллективных наград, есть именные благодарственные письма за подписью главы г. Тюмени Р.Н. Кухарука и председателя Тюменской областной Думы С.Е. Корепанова. Из-за своей природной скромности по-прежнему загадочная для меня женщина не рассказывает, за какую общественную деятельность её оценила Тюмень, в которую она приехала 15 лет назад и из которой пыталась несколько раз сбежать. Но город её не отпустил, сказав: «Ты мне нужна». 

РАЗГАДКА ВТОРАЯ: «И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ…» 

Моя героиня действительно оказалась нужна и нашему городу, и той активной возрастной категории, которую иногда в шутку называют «серебряной молодёжью». Собственно, к ней относится и сама Алла Юрьевна, хотя всё её внутреннее и внешнее состояние являет собой энергичную, жизнерадостно юную, всегда ухоженную прелестницу. С лёгкостью разноцветной бабочки, летая от одного «куста» к другому (в нашем случае «кусты» – это мы, её подопечные), она умело демонстрирует нам навыки своего фантастического танцевального полёта, которому предшествовали долгие годы творческой деятельности. 

Вернёмся к той девочке, рождённой в знойных волгоградских степях и наречённой именем Алла (в переводе с готского – «умеющая всё»). Мастерица на все руки, проведя своё детство и юность в городе Калинине (сегодняшней Твери), вдруг неожиданно для всех уехала в Нижневартовск поднимать нефтяной север, где задержалась на 23 года. Как-то в разговоре обмолвилась: «Нижневартовск стал моей жизненной базой. Благодаря северной закалке я получила все свои любимые профессии». 

Как выяснилось позже, сначала Алла закончила Тобольское училище культуры и искусств по специальности «Режиссер любительского театра», а потом – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, став режиссером уже профессионального театра. В Нижневартовске руководила учебным театром «Кушать подано», с которым неоднократно становилась дипломантом, гран-призёром на различных фестивалях. 

А ещё выяснилось, что параллельно с основной деятельностью она освоила ряд других профессий, в том числе журналистику. Довольно долго работала на радио с новостными и авторскими программами. 

Оказавшись в Тюмени, универсальная Алла начала танцевать! И если поначалу такой род занятий был всего лишь увлечением, то сегодня созданный ею театр танца стал делом жизненной важности. 

РАЗГАДКА ТРЕТЬЯ: «КУЗНИЦА КРАСОТЫ» 

Как-то после очередной репетиции, переодеваясь в костюмерной комнате, я поинтересовалась у своего руководителя, почему из большого разнообразия танцевальных стилей и жанров она выбрала театр светского танца? Ответ поразил меня своей неординарностью и романтичностью, тем самым раскрыв ещё одну грань загадочной натуры прекрасной Психеи. 

«Каждая девочка в детстве мечтает быть принцессой. А принцессы, как известно, всегда сказочно красивы! Сегодня мы воплощаем в жизнь эту несбывшуюся мечту детства в танцевальных залах. Как-то Достоевский устами своего героя сказал: «Красота спасёт мир», а Рерих дополнил: «Осознание красоты спасёт мир». Осмысляя суть каждого исторического танца, мы создаём кузницу красоты». 

Казалось бы, всё просто: хотела быть принцессой – и стала, хотела иметь свой танцевальный театр – и создала. Но за кажущейся простотой годы спортивных и гимнастических занятий, кропотливая работа режиссера-хореографа, передающего своим подопечным секреты танцевальной культуры, терпение и любовь к таким разным по характеру, а порой костным телом ученикам. 

Удивляюсь, как у столь хрупкой на вид женщины хватило сил и воли возглавить второй коллектив – лабораторию танца под названием «Виват», когда в 2020 году по итогам конкурса президентских грантов Тюменская региональная общественная организация "ЛАД" вошла в число победителей и предложила реализацию проекта именно Виноградовой. 

Сейчас в «Виват» приходят в основном новички. И если со временем руководитель видит, что кто-то может исполнять композиции посложнее, то приглашает в театр танца «Монплезир». А наша Алла, хочу заметить, и тюленя может научить танцевать… 

РАЗГАДКА ЧЕТВЁРТАЯ: «АНДРАГОГИКА» 

Как же побороть стеснение на первых занятиях, когда кажется, что двигаешься, как тюлень? В ответ на этот вопрос у Аллы Юрьевны есть своя система андрагогики – науки обучения взрослых людей. Руководитель объясняет свой педагогический подход предельно просто: «Во-первых, педагогика – это часть меня. Мне нравится дарить другим то, что я сама знаю. Во-вторых, постановка общих коллективных задач помогает преодолевать любые трудности. И, в-третьих, у меня всегда имеются подготовленные помощники, и я вижу, кого с кем можно поставить в пару, чтобы они помогли новичку забыть о стеснении». 

Лично я на первых порах оказалась в паре с партнёром, который невероятно легко и свободно кружил меня по паркету, успевая подсказывать очередные «па» и деликатно поворачивая мой корпус в нужном направлении. Чувство неловкости практически не испытываешь, потому что «старички» понимают и помнят, что и они когда-то начинали с азов. 

РАЗГАДКА ПЯТАЯ: «ТВОРЯЩИЙ БЕДНОСТИ НЕ ЗНАЕТ…» 

Когда учебный и репетиционный этап пройден, начинается самое увлекательное – подготовка к балу, на котором наш административный, художественный, музыкальный и театральный руководитель в одном лице создаёт реконструкцию, максимально передающую атмосферу светского вечера. Оформление зала, музыкальное сопровождение, одежда, причёски и даже манеры должны соответствовать тематике исторической встречи. 

Для создания цельного образа необходимо не только выучить танец и усвоить манеры, нужно также научиться носить костюм соответствующей эпохи. Поэтому праздничному гардеробу сама Алла Юрьевна уделяет особое внимание и призывает соблюдать на своих мероприятиях, говоря современным языком, эпохальный дресс-код. 

Кавалерам, разумеется, проще. Брюки со стрелками, фрак (смокинг, визитка или пиджак), двубортный жилет, белая рубашка (желательно со стоячим крахмальным воротничком), галстук-бабочка и перчатки. 

А вот нам, дамам, над созданием своего образа приходится изрядно потрудиться. Если учесть, что на протяжении только 19-го столетия женский костюм подвергался многочисленным изменениям, наши дамы сначала штудируют книги по истории моды и осваивают Интернет, а затем включают свою бурную фантазию. 

Разнообразие женского платья на исторических балах не имеет границ и достигается в основном за счет фасона и изменения отделки. Кружева, рюши, ленты, сочетание тканей различных цветов и фактур – все это может быть в одном платье! Неизменными остаются аксессуары, без которых невозможно появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Прически дополняются шиньонами, накладными локонами, лентами, искусственными цветами, и, конечно же, многообразными изящными шляпками. 

«Я вовсе не требую создавать дорогие исторические костюмы, – сказала мне перед первым балом всегда безупречно одетая Алла Юрьевна. – В основном наши платья – это стилизация по финансовым возможностям каждого артиста. Впрочем, есть дамы, которые шьют себе далеко не бюджетные наряды». 

РАЗГАДКА ШЕСТАЯ: «И ЖИЗНЬ, И ХОББИ, И ЛЮБОВЬ» 

Мой первый бальный наряд выглядел довольно просто, но бросался в глаза своим алым цветом. Мне нравилось моё платье! Я представляла себя неукротимым пламенным вихрем, искры которого разлетаются по всему залу во время магических танцев. Это был волшебный вечер! И это сказочное волшебство подарила мне легкокрылая бабочка по имени Алла. Выполняя на этом светском рауте роль распорядителя, она рассказала нам об особом, секретном коде кавалеров и дам, с помощью которого можно вести интимные разговоры на балу. Этот тайный способ общения называется «языком веера». Кавалером он «читался» по перемене положения веера, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных «листиков». 

«Чтобы выразить согласие, следует приложить веер левой рукой к правой щеке. Сказать «нет» – значит, приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. «Ты мой идеал» – дотронуться открытым веером до губ и сердца. «Я тебя люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце. «Я вас не люблю» – сделать веером движение в сторону. 

РАЗГАДКА СЕДЬМАЯ: «ТРАДИЦИИ И ПОЭЗИЯ» 

Новогодний бал, равно как Пушкинский и Лермонтовский, – давняя и неизменная традиция светских вечеров. Об этом руководитель всегда сообщает вновь прибывшим: «Мы ежегодно отмечаем две обязательные даты – день рождения Лермонтова осенью и Пушкина – летом, потому что это – две звезды русской поэзии. Они – лицо своего времени, когда было самое мощное дворянское движение и пик бальной культуры». 

Кстати, о поэзии…Все театрализованные действа на бале, организованные Аллой Юрьевной, неизменно сопровождаются поэтическими декламациями. Её многогранность и эрудированность поразили меня с первых дней общения. А любовь к поэзии и чтение стихов наизусть открыли в ней человека не только зрелого и умного, но и душевно возвышенного. …У неё много любимых поэтов, а будучи человеком впечатлительным и романтичным, она является фанаткой творчества Александра Вертинского. С ходу может прочесть любое его сочинение: 

«Мы читаем Шнеллера. Бредим мы маркизами. 

Осень мы проводим с мамой в Туапсе. 

Девочка с привычками, девочка с капризами, 

Девочка не "как-нибудь", а не так, как все…». 

Да, она не такая, как все, эта уже не маленькая девочка, а летающая на крыльях свободы и любви зрелая женщина со своими привычками и капризами. И чем бы она в жизни ни занималась, её миссия – творить красоту. На то она и Психея – чарующая богиня с крыльями бабочки! 

НА СНИМКАХ: «серебряная молодёжь» театра «Монплезир»; Алла Виноградова с партнёром. 

Ирина ДОЛГИХ, слушатель факультета журналистики Университета старшего поколения Союза пенсионеров России по ТО

 


53478