И ТЫЛ ЕГО ПОХОЖ НА ФРОНТ

ПАМЯТЬ СЕРДЦА 

20 января прошел год, как перестало биться сердце ветерана Великой Отечественной войны Ивана Арсентьевича Афанасьева. Впервые я познакомился с ним в городском клубе ветеранов. Афанасьев входил в состав секции военно-патриотического воспитания. Сухощавый, всегда подтянутый, с седой бородой, в очках. Он походил на учителя. Правда, на военном кителе у него красовались полковничьи погоны. Потом, когда познакомились поближе, я узнал, что была в его биографии и педагогическая деятельность.

Родом Иван Арсентьевич из деревни Марай Тюменского района. Родился в 1924 году в крестьянской семье. Уже в четырнадцать лет стал работать наравне со взрослыми в местном колхозе, а в семнадцать возглавил полеводческую бригаду. 

В 1944-м был призван в армию и после окончания снайперской школы в звании сержанта попал на первый Украинский фронт. Участвовал в наступательных боях Висло-Одерской операции. В феврале 1945-го был тяжело ранен. Из госпиталя его демобилизовали инвалидом второй группы. Подлечившись, осенью того же года Афанасьев поступил на службу в Госпожнадзор младшим инспектором. Работа захватила, но почувствовал недостаток знаний и пошел учиться в вечернюю школу. Затем его направили сначала в сержантскую школу пожарной службы, затем – в школу старшего начальствующего состава в г. Свердловск. Следующая ступенька в освоении специальности – Ленинградское высшее политическое училище. 

Вернувшись в Тюмень, четыре года преподавал «Пожарную профилактику» в местной пожарной части, возглавлял пожарную часть при судостроительном заводе. Работал в Сургуте. А перед выходом на пенсию был заместителем начальника ВПО по политической части в Тюмени. 

Порой по нескольку раз в месяц ему приходилось выезжать на тушение пожаров. 

– Ребятишки на встречах спрашивают: где было труднее – на фронте или на службе в пожарной части. И не знаю, что ответить, ведь укрощение бушующего огня – тот же фронт. Только вместо пуль и осколков снаряда – алчущее пламя огня. 

А с молодежью у Ивана Арсентьевича была крепкая дружба, особенно с поисковым отрядом «Память сердца» лицея № 34. Никогда он не отказывался от встреч с учащимися и в других учебных заведений. 

Вот его обращение на одной из встреч к лицеистам: «Я потерял многих боевых товарищей и хорошо знаю, что такое война. Не приведи Господи. Вот вы отправляетесь в очередной раз на поиски погибших в местах бывших боев. Важное, ответственное дело. Будьте дисциплинированными, безупречно выполняйте все, что требует от вас руководитель. Не забывайте о взаимовыручке, о дружбе. Без них мы бы фашистов не одолели…». И далее строки собственного сочинения. Иван Арсентьевич издал около десятка поэтических сборников. В них отражение пережитого. Впечатления о природе, о Родине... Словом, о том, что его окружало. 

…Пули носятся, как шмели, 

Дым и чад во рту першит. 

Длятся вечностью недели, 

Сдаться в плен фриц не спешит. 

Не скажу себе на диво, 

Что повсюду вижу смерть. 

Разве это справедливо, 

Жизнь не видя, умереть? 

Огромную работу Иван Арсентьевич вел и в городском клубе ветеранов. Откликался на каждое мероприятие, с удовольствием шел на встречи с молодежью. Непростая выпала ветерану судьба, но даровала долгую, плодотворную жизнь. 

Остается добавить, что на груди полковника в отставке светились ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, орден Почета и более двух десятков медалей. 

Да, Ивана Арсентьевича не стало. Но его помнят и чтят все, с кем довелось идти по жизни. 

К дню памяти воина и труженика в лицее № 34 был выпущен боевой листок. Памятные мероприятия состоялись в Калининском округе г. Тюмени и в городском клубе ветеранов. 

НА СНИМКЕ: И.А. Афанасьев на одной из встреч с молодежью. 

Василий МИХАЙЛОВ


53347