ВСЕМИРНЫЙ БАЛ

КУМИРЫ 

Ее судьбе можно позавидовать. Такого актерского успеха достигают лишь единицы. Международное признание, награды, любовь поклонников. Да и роли одна интереснее другой. Но было и достаточно трагедий. Просто актриса никогда не говорит ничего лишнего и никого не впускает в свое пространство. И хотя давно не снимается, уверена: если попадется достойный сценарий, обязательно согласится. 24 января отметила свой юбилей народная артистка России Людмила Савельева. Скромно, без помпы и шумихи. 

Она появилась на свет в трагичное время – в январе 1942 года в блокадном Ленинграде, в самый разгар голода. И то, что девочка выжила, – настоящее чудо. Раннее детство будущей звезды экрана было тяжелым. 

Но война закончилась, и Мила вместе с ленинградцами начала возвращаться в мирную жизнь. Девочка посещала городскую школу. Уже в детские годы родные заметили, что она тянется к искусству. Савельева любила читать и проявляла огромный интерес к балету. Мама отвела 11-летнюю дочь в балетную школу и не прогадала. Вскоре ученица начала демонстрировать стремительно возрастающее мастерство. Педагоги высоко оценивали способности юной балерины, называя ее одной из самых перспективных. 

После окончания школы Савельева без труда поступила в Ленинградское хореографическое училище, где продолжила совершенствоваться в балете. После получения диплома в 1962 году танцовщицу приняли в Мариинский театр (в то время – Театр оперы и балета им. С.М. Кирова). Все шло к тому, что Людмила в скором времени может занять место солистки. Однако вмешался случай. 

В 1964 году режиссер Сергей Бондарчук приступил к съемкам эпохального полотна «Война и мир». Но подходящей натуры для Наташи Ростовой не было. Пробовались Наталья Фатеева, Анастасия Вертинская и Наталья Кустинская, всех режиссер отверг. Во время противостояния с Западом для руководства страны было крайне важно, чтобы советская Ростова была не хуже Одри Хепберн в американско-итальянской экранизации 1956 года. 

На Людмилу Михайловну обратила внимание помощница режиссера Татьяна Лихачева. Она увидела хрупкое создание в балетной постановке «Спящая красавица», которую транслировали по телевизору. 

Людмила была уверена, что работа в кино – только эпизод в жизни, поэтому не бросала балет. Но съемки отбирали столько сил, что вскоре Савельевой пришлось определяться. И неожиданно для самой себя она выбрала кино. 

Как начинающей артистке ей платили минимальную ставку, а съемки проходили в Москве. Денег на жизнь девушке просто не хватало. Только после того как Савельева упала в голодный обморок, исполнительнице главной роли начали оплачивать гостиницу, решился вопрос и с зарплатой. 

Молодая актриса не ошиблась: «Война и мир» превратила ее в звезду. После выхода фильма на экраны кинематографическая би- ография Савельевой взмыла на такую высоту, которой большинству артисток не удавалось достичь на протяжении долгого и упорного труда. Работа над киноэпопеей шла пять лет. 

Зарубежные страны заранее купили права на показ ленты. Картина получила «Оскар» и «Золотой глобус», призы международных фестивалей в Праге, Сорренто. Вместо режиссера Бондарчука, занятого на съемках в Италии, получать премию в Лос-Анджелес поехала Савельева. Фото советской актрисы украсили первые полосы зарубежных изданий. 

Не осталась без престижных наград и сама исполнительница роли Наташи Ростовой: на Московском кинофестивале актриса получила главную награду. В 1966 году Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева были признаны лучшими актерами года по опросу читателей журнала «Советский экран». За рубежом артистка была не менее популярна, чем в СССР. Во Франции новорожденных девочек стали называть Наташами, Япония объявила 1972 год Годом Людмилы Савельевой. 

Достойная роль пришла к ней в 1970-м. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов предложили Савельевой сыграть Серафиму Корзухину в картине «Бег». Этот фильм по произведениям Михаила Булгакова снимался в Севастополе и турецком квартале Пловдива. За съемочным процессом внимательно наблюдала вдова Михаила Афанасьевича, Елена Сергеевна Булгакова. После просмотра отснятого материала с кадрами, в которых появилась Людмила Михайловна, супруга великого писателя заплакала. Как потом призналась актриса, это было наивысшей похвалой. Актерский состав кинофильма подобрался звездный. В него вошли Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев. 

В том же 1970-м артистка снялась еще в одном фильме – «Чайка». Это экранизация одноименной пьесы Антона Чехова режиссера Юлия Карасика. Нина Заречная в исполнении Людмилы Михайловны вновь поразила зрителей и кинокритиков. Эту работу высоко оценили за рубежом, отметив картину престижным призом Чикагского кинофестиваля «Серебряный Хьюго». Помимо Савельевой, в главных ролях предстали мастера советского экрана: Алла Демидова, Армен Джигарханян, Валентина Теличкина, Юрий Яковлев. Музыкальное сопровождение к картине создал Альфред Шнитке. 

В этот же период Савельева снялась во французско-итальянской картине «Подсолнухи», режиссером которой стал Витторио де Сика. Действие происходит в Италии и России. СССР согласился на этот проект при обязательном условии участия Савельевой. Мелодрама была прохладно встречена зрителями и кинокритиками, но русской актрисе выпала возможность наблюдать за работой звезд мирового кино – Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. 

В 1973-м ленинградская актриса появилась в приключенческой советско-кубинской ленте Владимира Вайнштока «Всадник без головы» по мотивам романа Майна Рида. В фильме партнером Савельевой стал советский артист Олег Видов. Съемки проходили в Крыму, а знаменитого всадника играли местные мальчишки, надев костюм с каркасом для плеч на уровне головы. Рабов изображали студенты-кубинцы из Симферополя. 

В 1977 году последовал со- ветско-болгарский фильм «Юлия Вревская». Здесь Савельева воплотила образ графини Вревской, вложившей собственное состояние в добровольческий санитарный отряд. Премьеру ленту приурочили к 100-летней годовщине освобождения Болгарии в ходе Русско-турецкой войны. 

Если в исторических костюмных фильмах красота актрисы покоряла зрителей, то в приключенческом фильме «Шел четвертый год войны» по повести Александра Беляева Савельева в образ фронтовички не вписалась. 

В эпоху желтой прессы много судачили о двойной жизни супруга Людмилы актера Александра Збруева. Он не скрывал, что у него была другая семья, где родилась еще одна дочь. А Людмила Михайловна хранила молчание и ни разу не дала ни одного комментария по этому поводу. Она, конечно, с возрастом очень изменилась, но у нее до сих пор глаза Наташи Ростовой. 

НА СНИМКЕ: кадр из фильма «Война и мир». 

Юлия КОНКИНА 


53320