СЮРПРИЗЫ ОТ НИИ

АГРАРНАЯ НАУКА 

Об итогах прошлого года и планах на будущее наш обозреватель на днях побеседовал с директором НИИСХ Северного Зауралья – филиала Тюменского научного центра Евгением РЕНЕВЫМ.

– Внесла ли какие-то коррективы в деятельность вашего отдела земледелия и защиты растений прошлогодняя засуха? По традиции мы привыкли обсуждать в основном вопросы селекции и семеноводства, памятуя о том, что институт все-таки многопрофильный. 

– Казалось бы, дискуссии «пахать или не пахать поля», как накопить дополнительную влагу за счет основной обработки почвы остались в прошлом. Однако минувший сезон показал необходимость и целесообразность проведения таких долгосрочных опытов. Нравится нам или нет, но мы очень зависим от изменений окружающей среды. Поэтому ни один год в сельском хозяйстве не бывает типичным – работаем под открытым небом. Например, в новый год поля области вошли с большим дефицитом влаги в метровом слое земли. 

– Некоторые наши земледельцы наивно надеются на обильные снегопады. И им неведомо, что зимние осадки смогут обеспечить влагой вегетацию растений всего лишь на треть, а 70-80 процентов талых вод, как утверждают гидрологи, скатывается в реки, озера и другие водоемы. Почему бы аграриям не взять на вооружение опыт ООО «ЗапСибХлеб-Исеть», при- меняющего современные чи- зельно-дисковые агрегаты? Посредством чизеля и других орудий многофункционального аппарата пашня выравнивается буквально до уровня «биллиардного стола», и максимально сохраняется влага. 

– Урожайность на полях зависит от многих факторов, в том числе оттого, насколько земледельцы соблюдают технологическую дисциплину. Небольшие недоработки и потери на каждом этапе выливаются в итоге в серьезные убытки. Конечно, следует всегда помнить об основном лимитирующем факторе урожайности – накоплении и сохранении влаги. На одном из последних научно-технических советов в департаменте АПК мы проговаривали вопрос «О подготовке рекомендаций по проведению весенне-полевых работ 2022 года». К началу весны доведем их до сельхозпроизводителей. 

Одним из актуальных моментов технологии зернопроизводства является защита растений от болезней, вредителей и сорняков. На нашем опытном поле мы изучаем препараты, производимые целым рядом компаний. По результатам испытаний даем независимый отзыв, совершенно не преследуя цель продвижения на рынок тех или иных средств защиты растений. Комплексная оценка препаратов оказывает неоценимую помощь нашим сельхозпроизводителям. 

– Чем порадуете в селекции зерновых? 

– Решение государственных сортоиспытаний по Тюменской области уже есть. Но одно дело зарегистрировать селекционные достижения в своем регионе и другое – расширить ареал их распространения. Одно из требований, предъявляемых к селекции: сорт должен обладать пластичностью и возделываться в различных почвенно-климатических условиях. Наша область традиционно торгует семенами, в том числе и за ее пределами. Очень важно, когда тюменские сорта регистрируют и в других зонах. Это дает работу десяткам элитных семеноводческих хозяйств, которые хорошо укомплектованы с помощью областного бюджета высокотехнологичным оборудованием. Например, мы подали на регистрацию в Казахстан три сорта пшеницы и один – ячменя. Полная картина по регистрации наших селекционных достижений по зонам Сибири и Дальнего Востока прояснится, скорее всего, к началу весны. 

– Но это не мешает вам назвать новые сорта? 

– По Тюменской области зарегистрировали сорт пшеницы «Икар- 2», овса – «Радужный», ячменя – «Кудесник», гороха – «Рыжик». Фуражными культурами (овсом и ячменем) у нас занимается талантливейший селекционер, заведующая лабораторией Мария Николаевна Фомина. Ее овсы произрастают на 95 процентах площадей, отведенных под эту культуру. А сорт «Талисман» по распространению уже много лет занимает 4-5 позицию в десятке сильнейших сортов зерновых в России. Работу по этой культуре она вела по двум направлениям: для производства продуктов питания и создания кормовой базы. 

У нас ведь рынок постоянно колеблющийся – сегодня есть спрос на продовольственный овес, а завтра выгоднее формировать кормовую базу. Хозяйства в рамках одного сезона могут не успеть из-за больших затрат перестроиться с одного сорта на другой. Поэтому «Радужный» выведен как сорт-универсал. 

– Вы называете удачные пластичные сорта «изюминками», а ведь Фомина превзошла своим селекционным достижением знаменитый и самый распространенный сорт ячменя «Ача». 

– Действительно, она «перебила» по основным показателям уникальнейшую «Ачу» «Абалаком», который создавала в содружестве с красноярскими коллегами. Еще 8-10 лет назад наших сортов ячменя на полях области не было, а сегодня «Абалак», занимающий каждый второй гектар, широко шагнул за пределы региона. Новые сорта, выведенные институтом, все выше поднимают селекционную планку. Другое дело – насколько нашим сельхозпроизводителям удается реализовать их высокий потенциал. Если на заводе можно выключить станок и что-то исправить, переделать, то на поле права на ошибку нет. Ошибся один раз агроном – и хозяйство оказывается в убытке. 

– Чем нас удивит выдающийся селекционер Владимир Васильевич Новохатин, автор многих, широко распространенных сортов пшеницы, руководитель центра селекции и семеноводства вашего НИИ? 

– Владимир Васильевич улучшил свой «Икар», входящий в топ-10 сильных российских сортов. Новое селекционное достижение назвали «Икар-2». У него сохранилась красноколосность, которая в осенний период при небольшом количестве тепла и освещенности ускоряет созревание пшеницы. Есть и новые качественные признаки, их селекционер предпочитает не раскрывать до районирования сорта на полях Сибири и Дальнего Востока. «Сюрприз! Ожидайте», – сказал он. 

Горохи, как и овсы, имеют два направления – кормовое и продовольственное. Здесь очень большая конкуренция с иностранными сортами, поскольку на гигантскую сибирскую зону до Дальнего Востока приходится всего четыре центра по селекции этой культуры. Сам отечественный процесс создания сортов, запуска их в производство довольно длительный в отличие от зарубежных компаний, оснащенных лабораториями с суперсовременным оборудованием. Там сорта буквально выпекают как блины. Скоро и наш институт встанет на одну ступеньку с зарубежными селекционными производствами. 

– Вот это сюрприз не только для института, но и всего тюменского агропрома! 

– В рамках федеральной программы «Приоритет-2030» мы получили молодежную лабораторию по геномным исследованиям в растениеводстве. Понятно, что работа по селекции в институте поставлена хорошо. Но вот не хватало этого ключевого звена, когда мы могли бы в помощь селекционерам вести геномный анализ наших гибридов, исходного материала, будущих сортов, чтобы понимать, что можем иметь на выходе селекционного продукта. 

– Поздравляю с новой вехой в истории вашего института. Но почему в названии лаборатории присутствует слово «молодежная»? 

– Официально она так не называется. Тем не менее, существует негласное требование: уникальное оборудование должны использовать молодые. Их проще научить работе в этой лаборатории, они более креативны. Разумеется, уровень базовой подготовки у ребят должен быть высокий. Будем привлекать выпускников Тюменского госуниверситета – нужны не столько специалисты по сельскому хозяйству, сколько биоинформатики. А это направление достаточно хорошо представлено в ТГУ. 

– Насколько ускорится выведение новых сортов? 

– С учетом уже имеющегося задела сроки селекции сократим как минимум на 3-5 лет. Инструментарий, который мы приобрели, позволит оперативно оценивать исходный материал – подбор родительских пар для скрещивания. Мы же должны понимать, каких «маму и папу» задействуем для создания сорта. Оценив родительский материал, будем знать, что получим на выходе. А потом смотрим: есть ли передача тех признаков, которые мы хотели бы видеть. Если раньше на подобную оценку отводилось несколько полевых сезонов, то в лаборатории это можно сделать за 2-4 дня. 

(Продолжение следует). 

НА СНИМКАХ: золотая пшеничка; Владимир Новохатин. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/


53154