КОНКУРС: К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
«Тепла желанного душа напьётся, / Приблизившись к горящему костру/ Искусства девушки-канатоходца!» Эти строки родились у тувинского писателя Степана Сарыг-Оола во время выступления тувинской группы артистов в старом цирке на Цветном бульваре. Там он увидел её…
Клара Дончи-Оол – легендарная эквилибристка, заслуженная артистка Тувинской АССР. Много лет она ходила под куполом цирка по свободно висящей проволоке. Трудно ей было? Страшно ли? Об этом никто и никогда не узнает. Потому что всё, вызывающее эмоциональный диссонанс – страх, гнев, жалость и печаль, – она, как истинная служительница циркового искусства, всегда оставляет за пределами арены, или, вернее сказать, сцены. А что касается виршей, то ей потом не раз посвящали стихи, восхищаясь талантом, смелостью и красотой девушки.
Искусство канатоходцев и эквилибристов возникло в Древнем Китае. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники культуры первобытного китайского общества – сказания, песни, стихи, а также рельефы на камнях, найденных во многих провинциях Китая. На них сохранились изображения канатоходцев ещё Ханьского периода (ранняя эпоха, датируется 206 годом до нашей эры).
В 1953 году при раскопках в селе Бэйцзай уезда Инань была обнаружена каменная усыпальница, в которой найдено 42 рельефа. На одном из них запечатлена группа юношей-канатоходцев, выполняющих замысловатые трюки.
Бытует также легенда, что формирование мастерства канатоходцев относится к периоду, когда китайские ремесленники, плетущие канаты из джута, натягивали тросы, вставали на них и делали подскоки. Таким образом товар проверялся на прочность. Со временем это переросло в игру: кто дольше, не держась, устоит на канате.
Вскоре этот вид искусства распространился практически по всему миру. Так, французский историк Фруссар описал выступление канатоходца в 1385 году в Париже по случаю бракосочетания Карла VI. На гравюре Уильяма Хогарта «Ярмарка в Саутворке» изображён прославленный «канатный мастер» XVII века Кэдмэн, прозванный «бескрылой птицей» за смелые полёты на канате. Особое место в истории канатоходцев принадлежит Жану-Франсуа Гравелье, вошедшему в анналы под именем Великий Блонден с его знаменитым переходом через Ниагару в июне 1859 года.
В России первопроходцем в этой непростой профессии был Фёдор Молодцов, поражавший публику не только своими пробежками и прыжками. Он появлялся на канатном мостике в шубе, шапке и сапогах с калошами.
Почему же юная тувинка Клара выбрала столь опасную профессию? Почему эта хрупкая, точёная куколка, поражающая диковинной азиатской красотой, не захотела стать, например, артисткой театра или кино, петь на сцене или танцевать? Этот вопрос останется без ответа.
Она стала эквилибристкой. Но не той, которая ходит по канату и выполняет рискованные трюки, чтобы пощекотать нервы публике. Нет, её выступления несут идею, строго подчинены драматургии тувинских народных легенд и сказаний.
Натянутая под куполом проволока всегда была для Клары своеобразной нитью, точнее – каналом, через который она передавала публике богатство культурных традиций российского народа, красочное в своём многообразии и глубокое по смыслу. Фольклорные сюжеты наполнены нравственно-философским содержанием, отличаются, как сейчас принято говорить, харизматичными персонажами, острыми конфликтами. Разве это цирк на потеху публике?
Возможно, такое отношение к цирковому искусству у Клары сформировалось благодаря работе в коллективе Владимира Оскал-Оола, чей путь к успеху просто удивителен.
Для тувинцев цирковое действо было непривычным. Само слово «цирк» они впервые услышали в 1936 году, когда в Кызыл приехала группа советских цирковых артистов. Особенно поразило зрителей выступление братьев Яловых, акробатов. В числе восторженных зрителей был подросток Сат Оскал-Оол. После выступления он спросил гимнастов, трудно ли быть артистом, и поделился своим страстным желанием – стать таким же, как они.
– Поедешь в Москву учиться на артиста? – спросили юношу.
Он потупился. Непреодолимым препятствием к мечте было отсутствие в семье денег.
На приёме, устроенном тувинским правительством в честь столичных артистов, братья Яловые рассказали об устремлениях подростка. Так было организовало обучение Сата и еще двоих таких же мечтателей в школе циркового искусства в Москве...
В 1939 году первый национальный артист цирка выступил в Кызыле. Зрители приняли его восторженно. Для тувинцев он был волшебником, который ходит по тонкой проволоке, привязанной к облакам.
Он гастролировал по всей стране, выступая в самых отдалённых горных улусах. И когда народ спрашивал, кто же научил его такой премудрости, Сат отвечал: «Люди из страны Владимира Ленина». Рассказывал о трудностях учёбы, о внимательном отношении педагогов и бескорыстной помощи студентов-товарищей, благодаря которым он выдержал все испытания и не отказался от своей цели на полпути. О том, как дружат между собой большие и малые народы Страны Советов. В 1944 году Республика Тува вошла в состав РСФСР.
Когда тувинцы стали выбирать представителей в парламент своей республики, имя Сата Оскал-Оола было названо в числе первых.
В этом же году, получая первый советский паспорт (до 1944 года паспортизация в Туве не проводилась), артист изменил своё имя, став Владимиром. Свой шаг он объяснил так: «Меня поставила на ноги, сделала нужным человеком страна Владимира Ленина. Я хочу называться именем человека, создавшего такую страну».
Будучи депутатом Верховного Совета республики, он опекал цирковые, театральные и музыкальные коллективы, взрастил немало артистов. Его цирковая группа выступала не только по всему Союзу, но и за рубежом: в Индии, Индонезии, Бирме и многих других странах.
Наша героиня, Клара Дончи- Оол, принадлежит уже к третьему поколению воспитанников Оскал- Оола. В 1963 году она окончила государственное училище циркового и эстрадного искусства и поступила в группу своего знаменитого земляка.
34 года Клара трудилась в государственной цирковой компании, из них восемь лет – под руководством народного артиста СССР Владимира Оскал-Оола. Потом начала сольную карьеру, и в этом ключевую роль сыграл её супруг Валентин Бартеньев. Они познакомились в Ростове-на-Дону, где группа тувинских артистов была на гастролях. Валентин тогда учился в Ростовском университете на биологическом факультете.
Клара исполняла на проволоке адажио «Звенящая нежность». Это хореографическое произведение, созданное русским балетмейстером Анатолием Шатиным на музыку композитора Алексея Аксёнова, – визитная карточка Тувы. В 1945 году с этим танцем солировала Наталья Акжимаа- Рушева, первая советская тувинская балерина, работавшая в театрах Улан-Батора и Москвы. А теперь честь исполнять его выпала юной эквилибристке. Помимо сложных па на проволоке, она исполнила на флейте тувинскую мелодию.
Студент биофака смотрел на молодую звезду как заворожённый. После очередного выступления он преподнёс Кларе букет первых весенних фиалок. Спустя непродолжительное время познакомил со своей мамой, которая впоследствии стала надёжным тылом для молодой семьи и самой близкой подругой Клары. А 12 июня 1965 года Валентин и Клара сыграли свадьбу. Да такую, как в сказке: пир на весь мир! В ту пору они с Валентином работали в составе международной программы, и артисты, съехавшиеся в Сочи из разных стран, гуляли на их свадьбе.
Валентин взял фамилию жены и стал Дончи-Оолом. Он тоже решил посвятить себя цирку. Начинал ассистентом в Киргизском цирковом коллективе, заведовал постановочно-художественной частью. Немного работал клоуном, ставил свои программы, пробовал себя в качестве режиссёра.
В семье появились дочь Ноэлла и сын Станислав. Пока Клара гастролировала, Валентин занимался детьми. Жену неизменно встречал с гастролей с цветами. За заботу и чуткость дети прозвали его папа-мама. Может, многие современные мужчины не одобрят такой линии поведения, но Валентин прекрасно понимал, что является мужем артистки, у которой не совсем обычный рабочий график; которой требуется особая атмосфера, чтобы не утратить творческий заряд, вдохновение и физические силы для выступлений.
Эквилибристика – один из самых рискованных видов циркового искусства: потеряешь баланс, и проволока коварно выскользнет из-под ног. Приобщившись к цирку, Валентин узнал, какими изнурительными тренировками и даже травмами постигаются секреты ремесла. Укрощение мужского эго, отказ от карьерных амбиций – это, скорее, знак мудрости Валентина, обдуманного взгляда на жизнь.
С 1975 года он вынашивал идею их совместного с Кларой номера под названием «Легенда Саянских гор», основанного на сюжетах тувинских сказок и преданий. Казалось бы, бери и воплощай! Вот тут-то и начались трудности.
Долгих десять лет они пытались «пробить» свой номер через Союзгосцирк. Только в 1985 году министр культуры Республики Тува Анатолий Серен поддержал начинания четы Оскал-Оол. Им выделили деньги и отвели время для репетиций в Тувинском государственном музыкально- драматическом театре.
Ставить номер было непросто. Над его доработкой трудилась целая группа профессионалов, включая сотрудников Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Хореографическую часть разрабатывал балетмейстер Вячеслав Донгак, а музыку писал композитор, народный артист Республики Тува Владимир Тока, маски злого духа Мангыса изготовила бутафор театра Людмила Берестова, эскизы костюмов выполнила художник Надежда Юша (она была главным костюмером первого в истории Тувы конкурса красоты).
Валентин исполнял роль подземного духа Мангыса, а Клара – лучезарной Дангыны. Безупречным в номере получилось всё: и художественный замысел, и сюжетная линия, и костюмы, выдержанные в национальном духе, и музыка, и танец. И всё ради того, чтобы люди не забывали свою историю и многовековые традиции. Как и в большинстве сказок, в их аттракционе противоборствуют силы добра и зла, коварство и любовь.
С «Легендой Саянских гор» супруги Оскал-Оол гастролировали практически по всем городам Советского Союза, а впоследствии – Российской Федерации, принимали участие в международных турах. Их программа не «терялась» на фоне номеров западных коллег.
Однако в гастрольной деятельности супругов не всё было гладко. В 1988 году они должны были дать в родной Туве 40 концертов. Но из-за неорганизованности руководителей филармонии показали только 18. Случались сложности с транспортом для гастрольных поездок, реквизит привозили через 3 дня – артистам и публике приходилось ждать. Вместо «живого» музыкального сопровождения порой выступали под фонограмму.
Всё это сказывалось и на качестве представлений, и на настроении самих артистов. Но люди ждали их выступлений и постоянно спрашивали, когда же в республике появится свой цирк.
У населения Тувы есть интерес к цирковому искусству, исполненному смелости и красоты. Валентин считает, что решением проблемы мог бы стать передвижной цирк. Это позволило бы обслуживать зрителей самых отдалённых районов и одновременно способствовало бы культурному обмену и профессиональному росту циркачей.
Станислав, сын супругов Дончи-Оол, продолжил дело родителей, но живёт и выступает за рубежом. Дочь Ноэлла с номером «Игра с тарелочками» работала в цирке на проспекте Вернадского в Москве. Впоследствии посвятила себя искусству танца, открыла в Сочи школу аргентинского танго.
Клара Оюновна уверена, что развивать цирковое искусство необходимо, ведь это неотъемлемая часть современной культурной жизни. В интервью «Тувинской правде» (1988 год) она обозначила проблему подготовки кадров. Секреты мастерства необходимо передавать тем, кто будет идти этой профессиональной тропой дальше. Здесь нельзя ограничиваться только собственной семьёй. Не хочется, чтобы «Легенда Саянских гор» ушла в забвение.
На долю артистов выпало немало испытаний, но они мужественно, не теряя жизнелюбия и желания творить, преодолели всё. А Клара сумела показать зрителям другой цирк. Не тот, который лишь забавляет почтенную публику, а тот, который доносит до людей традиции и ценности культуры многонационального российского народа, высокую мораль и, конечно, красоту.
В далёком 1958 году, окончив восемь классов кызыльской школы №2, 15-летняя Клара пошла в отдел культуры Тувинского обкома партии и заявила местным чиновникам, что хочет быть цирковой артисткой. Просьбу услышали и направили учиться в Москву. Власть из страны Владимира Ленина помогла ей «встать на крыло» и реализоваться в своих устремлениях.
Спустя много лет, вспоминая молодость, умудренная жизнью женщина удивляется своей отваге. Не приди она тогда в обком, не знала бы страна такой артистки, как Клара Дончи-Оол, ставшей живой легендой циркового искусства.
Кристина ТРЕТЬЯКОВА
/рис. Камилы ФАЗИЛКАРИМОВОЙ/