О ЗЕМЛЯКЕ
15 декабря исполнилось 185 лет со дня рождения Н.М. Чукмалдина (1836-1901) – нашего выдающегося земляка, уроженца с. Кулаково, крупного сибирского предпринимателя и мецената.
«Какой тернистый путь был мною пройден… Сколько было потрачено труда, сил и энергии, чтобы шаг за шагом пройти житейскую дорогу, иногда спотыкаясь и падая, а потом вновь вставая…» Николай Чукмалдин.
Современники знали его как «высококультурного гражданина, который умел ходить за сохой, работать за прилавком, трудиться в текущей прессе в качестве незаурядного публициста и быть представителем передовой сибирской коммерции на английском и германском рынках». Пройдя путь от деревенского подростка до влиятельного промышленника, Чукмалдин всю жизнь стремился добиться процветания и родного села, и Тюмени, где было положено начало его блистательной карьере; старался объединить бизнес, культуру, человеколюбие. Как писал один из его друзей, «он отдавал какой-то великий долг своей земле».
В альбоме «Тюмень: сквозь глубину веков», вышедшем в 2001 году, упомянуто, в частности, о такой черте характера Чукмалдина, как щедрость. Но он был не из тех, кто безвозмездно давал деньги и тут же забывал, – он будто нарочно придумывал, на что бы потратиться, остро ощущал общественную необходимость порой даже раньше, чем ее осознавало само тюменское общество. Это был светлый человек со светлым мировоззрением.
Будущий купец 1-й гильдии Николай Мартемьянович Чукмалдин обучался грамоте у беглого старообрядца Артемия Скрыпы, и менее чем за полгода одолел толстенные фолианты на церковно-славянском – Псалтырь и Четьи- Минеи. Других книг Скрыпа не имел, как впрочем, и времени на «повторы задов», а потому, аттестовав способного мальчугана словами «добре справился», выпустил его в свет. Загруженный делами по хозяйству, любознательный Николка тем не менее находил время для чтения книг, которые тайком от тятеньки и матушки покупал в Тюмени, где им доводилось, пусть и нечасто, бывать по делам. Деньги отец, будучи старостой деревни, давал за то, что владевший грамотой сынишка – сам Мартемьян Потапович с грамотой был на «вы» – помогал ему делать записи в похозяйственных книгах, готовить финансовые отчеты по общественным затратам, вести иную бумажную работу.
Простой безграмотный крестьянин, пусть и наделенный полномочиями старосты, – хотя этот его статус не предполагал сколь-нибудь существенных привилегий, – Мартемьян Потапович не знал, что предпринять, когда для его повзрослевшего отрока настала пора «служить царю и Отечеству». Выражаясь современным языком, для «отлазки» попросту не было денег, а потому на семейном совете приняли решение отправить Николая в Тюмень, к дядьке. Будучи подростком, Николай стал приказчиком, а затем и владельцем собственной лавки, сбывавшей людям коровью шерсть, кирпичный чай, мыло и другие необходимые в быту товары.
В скором времени Чукмалдин стал состоятельным, торговал тканями, чаем, шерстью. В начале 1860-х был активным участником городского кружка, сформировавшегося из людей, что стремились быть образованными, «продвинутыми», как бы сейчас сказали. Тогдашним «властителем дум» молодых людей был К.Н. Высоцкий, о котором Чукмалдин впоследствии много и благожелательно писал в мемуарах.
Чукмалдин, будучи самоучкой, прослыл человеком образованным. Он создал себе репутацию острого публициста, регулярно выступая в прессе: в столичном «Вестнике промышленности», в «Урале» (Екатеринбург), «Тобольских губернских ведомостях», «Санкт-Петербургских ведомостях». Писал о промышленности, о ремеслах Западной Сибири, о ярмарках. Активно сотрудничал и с «Сибирской торговой газетой», которую поддерживал материально: именно на ее страницах читатель мог ознакомиться с «Письмами из Москвы», в которых Чукмалдин писал о экономических, нравственных и социальных проблемах. В книге «Записки о моей жизни», вышедшей уже после смерти автора, в 1902 году в Москве, Чукмалдин рассказал о своем детстве, об особенностях деревенского быта, о поверьях и преданиях, ремесленных и торговых обычаях Сибири.
Чукмалдин добивался коммерческих успехов, руководствуясь правилами «честной торговли», делая акцент на том, что русского предпринимателя, прежде всего, должны отличать порядочность, «доверие и честность», чувство долга. В торговых сделках ему верили на слово, расписок не требовали. Впрочем, зачастую не настаивал на том и сам Чукмалдин, по причине чего неоднократно оказывался на грани банкротства.
Было бы неверным считать, будто будущий миллионер, крупный предприниматель и меценат стал таковым благодаря благоволившей ему Фортуне, счастливому стечению обстоятельств. Этот человек – выходец из простой крестьянской семьи, не получивший систематического образования, не имевший стартового капитала, сделал себя сам.
К успеху Чукмалдин шел долгим и тернистым путем. Возможно, помехой служили те моральные постулаты, которые он сам для себя определил едва ли не с младых ногтей: всего в жизни нужно добиваться честным путем. В этом он, безусловно, мог бы послужить наглядным примером для многих предпринимателей – как своих современников, так и для потомков.
Другой наш знаменитый земляк, купец-миллионер А.И. Текутьев, был в своем роде антиподом Н.М. Чукмалдина: личность также незаурядная, он не был лишен тщеславия, злопамятства, зачастую проявлял беспринципность, не гнушался ничем ради того, чтобы приумножить свой капитал.
Для Чукмалдина подобное было неприемлемо. Видимо, осознавая свое место, свою особую роль в жизни общества, он старался действовать так, чтобы не унизиться до грязного, подлого поступка, из-за которого его репутация заметно бы пострадала.
Чукмалдин питал особую страсть к путешествиям и, будучи человеком не бедным, мог себе позволить посетить десятки стран в то время, когда еще нельзя было прибегнуть к услугам авиации. Зачем ему это было нужно, что им двигало – простое любопытство? Он, по его словам, посетил «некоторые окраины России, как, например, Финляндию, Крым, Северный Кавказ, Закавказье. Не один раз бывал в Германии, Франции, Португалии, Швеции и Норвегии, а также бывал в Англии, Австрии, Испании. Раз даже совершил путешествие в Палестину и Египет». Впечатлениями об этих поездках наш земляк поделился в книжках «Путевые очерки Кавказа», «Путевые очерки Палестины и Египта», «Поездка на Белую гору».
В Тюмени Чукмалдин был организатором либо учредителем ряда предприятий, направленных на общую пользу: материально помогал обществу попечения об учащихся, основав при нем библиотеку-читальню, был инициатором создания клуба приказчиков. Выделил средства тюменскому Александровскому реальному училищу на три ежегодные премии за лучшие сочинения о Тюмени и Тюменском уезде.
С 1872 года купец жил в Москве. О родном городе, однако, не забывал: он становится основателем музея при реальном училище, купив обширную коллекцию местной флоры и фауны у И.Я. Словцова, в которую вошла и значительная часть редкостей, в течение многих лет собранных им самим. Кроме того, создал в Тюмени большую библиотеку редких и дорогих книг – древних рукописных и старопечатных, часть которых хранится ныне в библиотеке госуниверситета.
Не забывал он и о родном Кулаково: В начале 1880-х годов организовал здесь церковно- приходскую школу, вокруг которой разбил парк «для сообщения месту благородства». На каменное «училище с садом и огородом» Чукмалдин затратил в общей сложности около 20 тысяч рублей. Для того чтобы дети могли обучаться какому-то делу, соорудил ремесленные мастерские по обработке древесины.
В 1897 году на средства купца в деревне приступили к возведению Свято-Никольской церкви. Это был нарядный пятиглавый храм из красного кирпича, построенный спустя четыре года: к сожалению, в 1932 году его разрушили, и лишь спустя почти столетие вновь восстановили.
Чукмалдин строил дома для малообеспеченных, даже… духовно врачевал своих непутевых земляков: будучи убежденным трезвенником, в течение многих лет пытался, по примеру известного чернореченского предпринимателя Памфилова, отвратить кулаковцев от «зеленого змия», не жалея для этого усилий и средств. Он платил крестьянским обществам Кулаково и соседней Гусельниковой, чтобы они не открывали кабаки. Уплачивал налоги за тех, кто не пил. …На моей стороне было полное сочувствие всего женского населения обеих деревень, – писал он в «Моих воспоминаниях», – мне помогали делом и советом трезвые и хорошие крестьяне, явно не противодействовали даже пьяницы и мироеды…». Увы! Благим устремлениям купца не суждено было осуществиться. «Кабак меня победил», – с горечью вынужден был признать Чукмалдин.
Похоронить себя Николай Мартемьянович завещал на родине. Когда в 1901 году он скончался, а случилось это в далеком Берлине, где Чукмалдин находился на лечении, соотечественники исполнили его последнюю волю. Ах, если б он мог предположить, чем селяне отплатят ему впоследствии за его доброту и щедрость…
Скончался он 15 апреля, и уже 9 мая был доставлен в Кулаково, где его погребли в усыпальнице. От Тюмени до места его последнего пристанища цинковый гроб без малого двадцать километров несли на руках.
Похоронили Чукмалдина в склепе, под храмом, на юго-восточной стороне. По сему случаю отслужили молебен, и вплоть до 1922 года прихожане и церковнослужители денно и нощно читали молитвы у изголовья усопшего. Вскоре эта процедура по решению властей была запрещена.
Дальше – больше: в 1932-м храм разрушили, усыпальницу уничтожили. Желающих участвовать в столь гнусном деянии, как это ни горько констатировать, было хоть отбавляй: прихожане, еще вчера исступленно крестившиеся перед ликами святых, словно заговоренные, принялись рушить храм, унося с собой иконы (зачем?), прочую церковную утварь.
Была разрушена усыпальница, вскрыт саркофаг, тело покойного пытались поместить в загодя приготовленный гроб наподобие ящика. Однако он оказался тесен (Чукмалдин был мужчиной крупным), а потому, как на «прокрустовом ложе», у трупа, невероятно, но факт, и это подтверждено свидетельствами очевидцев, – выше голеней… отрубили ноги. Ящик увезли на кладбище, но на какое – неизвестно (в деревне было два кладбища – староверов и православных). В свое время журналист Лев Седов, опрашивавший местных старожилов, пришел к выводу, что Чукмалдин захоронен все же на православном кладбище, но могила его, по словам большинства свидетелей, не имела никакой меты – ни креста, ни даже столбика с затеской, где бы значилось имя усопшего, ни «просто пали какой» – ничего…
Имя Николая Чукмалдина долгие годы было предано забвению. К счастью, времена меняются. С 2010 года в Тюмени проходят Чукмалдинские чтения. В 2011 году благодаря спонсорской поддержке вышел сборник воспоминаний и писем нашего славного земляка, который так и озаглавлен – «Чукмалдин» (его составителями стали кандидат экономических наук Александр Вычугжанин и доктор исторических наук Александр Еманов). Весной 2014-го состоялось открытие памятника именитому купцу – на бульваре его имени в одном из микрорайонов областного центра. Наконец-то появилась и улица, носящая имя предпринимателя и мецената…
Владимир ПОРОТНИКОВ