ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ
От металлического моста через Туру до Герцена (Ляминской) идет улица Челюскинцев. В конце XVII века приблизительно вдоль этой улицы проходили земляные укрепления, стояла острожная стена. В 1766 году Тюмень получила первый регулярный план застройки, подписанный самой императрицей Екатериной II, и согласно плану тут стал расти жилой квартал.
Как указывает табличка на одном из старинных зданий, с 1858-го по 1934 год улица именовалась Иркутской.
ПАРОХОД РАЗДАВИЛО ЛЬДАМИ
В 1933-м в Советском Союзе на пароходе «Челюскин», носящем имя русского полярного исследователя, была предпринята попытка проплыть за одну навигацию по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. (Руководил экспедицией Отто Шмидт). Но не удалось. 13 февраля 1934 года пароход раздавило льдами в Чукотском море. Челюскинцы (всего 104 человека) только успели прыгнуть на льдины, как судно водоизмещением 7500 тонн затонуло. Стоял ужасный мороз. Летчики, обнаружив участников экспедиции, совершили посадку на маленькие площадки, и, рискуя жизнью, спасли всех. За этот подвиг они первыми в СССР получили звание Героев Советского Союза.
В Москву челюскинцы и летчики возвращались поездом, на каждой станции их радостно приветствовал народ. 17 июня они добрались до Тюмени. Накануне местные газеты известили: «Сегодня через Тюмень проезжает экспресс с челюскинцами! Привет отважным сынам нашей великой Родины!» Встретили их тюменцы подобающе. При виде поезда кричали громкое «ура», аплодировали. Перед собравшимися выступили зам. начальника экспедиции Бобров, научный сотрудник Лобза. Тюменцы увидели отважных летчиков Каманина, Слепнева, Молокова, Ляпидевского, Доронина, Водопьянова.
По нечетной стороне ул. Челюскинцев следуют друг за другом деревянные дома, демонстрируя прошлое и настоящее. В прошлой жизни они все были молоды, имели достойный вид, в настоящей – повезло не всем…
КАЗНАЧЕЙ КАРТАШЁВ
Особняк (ул. Челюскинцев, 3) построен в 1911-1912 годах, специалисты говорят, «это – образец «скандинавского модерна». Дом №5 небольшой, в два этажа, с нарядными наличниками, это флигель, он появился в конце XIX века.
Владелец недвижимости Михаил Иванович Карташёв по происхождению крестьянин из Екатеринбургского уезда. Образование получил домашнее, с детства любил считать-вычитать и выбрал соответствующую стезю. Служил агентом страхового общества «Иван Любимов и Ко», контора которого располагалась неподалеку, на улице Томской, 11, нынешней Осипенко.
Карташёв заработал авторитет и капитал, избирался гласным Тюменской Думы, затем служил членом городской Управы (в бытность градоначальника Никольского). В этот удачный период своей жизни Карташёв и обзавелся усадьбой. В 1907 году его недвижимое имущество оценивалось в 3000 рублей.
В усадьбе были конюшня, каретник, амбар, свинарни, каменный флигель, другие хозяйственные постройки.
Михаил Иванович проявил себя благотворителем, вошел в попечительский совет городского училища.
В 1910 году он изъявил желание провести в свою усадьбу водопровод от городской магистрали. Получил разрешение и благоустроил жилье.
Видимо, в дом пускал квартирантов. Так, в 1913 году у него жил статский советник, преподаватель французского языка Александровского реального училища Станислав Карлович Ги, француз по происхождению. Один из его учеников, будущий Почетный гражданин г. Тюмени Карнацевич, отмечал, что свой родной язык учитель преподавал неважно, зато математиком был классным, и многие обращались к нему с просьбой помочь решить задачи. Объясняется все просто: Станислав Карлович – математик по образованию.
В 1916 году Карташёв занимал должность казначея городской Управы, ему было на ту пору лет 55-56. Супругой его была мещанка Елизавета Егоровна. А вот кем приходится Михаилу Ивановичу некая Карташёва, известная как «Машенька» – содержательница публичного дома в 1907 году? Фамилия Карташёв не редкость для Тюмени, в древние времена носили ее пашенные крестьяне, в 1700 году жил тезка нашего героя – Михаил Карташёв, стрелецкий сын, владелец кузницы.
Во времена, что поближе, ситуация с памятником деревянного зодчества на Челюскинцев, 3 выглядит так: «Осенью 1941 г. в одной из его квартир дома №3 поселилась семья эвакуированного из Новороссийска российского грека Николая Хронопуло. Его сын Михаил окончил в 1948 г. тюменскую школу № 25 и поступил учиться в Ленинградское морское училище им. Фрунзе. После он служил на Балтийском и Черноморском военных флотах и в 1985 г., получив звание адмирала, назначен командующим Черноморским флотом. Осенью 1991 г. адмирал М. Хронопуло получил отставку и остался жить в Севастополе», – интересный факт приводит краевед А.С. Иваненко.
В середине 1990-х особняк стоял брошенным, с выбитыми окнами. Его арендовала фирма, спонсировавшая международный конкурс бальных танцев и конкурс красоты «Имидж». Удача улыбнулась дому, его восстановили, выглядит он подобающе снаружи и внутри. В здании поселился Союз строителей (работодателей) Тюменской области. Мне приходилось здесь бывать на градостроительных советах, которые проводились в бытность главного архитектора г. Тюмени Бориса Медведева. В ходе обсуждения предложенных проектов иногда разгорались жаркие споры, мэтрами отвергались архитектурные предложения, которые могли бы добавить городу проблемы, решались вопросы сохранения памятников.
МЕЩАНИН ХРАМЦОВ
На памятник деревянного зодчества (ул. Челюскинцев, 9) натянуто полотно с нарисованными окнами. Столетний дом надеется еще пожить, если его восстановят. В лучшие времена выглядел он подобающе. Окна украшали резные наличники, стены были обшиты досками. Дом представлял собой мещанскую постройку с сенями во дворе, что характерно для Сибири.
Владельцем особняка был тюменский мещанин Василий Николаевич Храмцов. Чем отметился он в истории Тюмени, пока не ясно. В архиве социально- политической истории Тюменской области мне попались любопытные материалы 1930-х годов. Так, на закрытом комсомольском собрании при городском отделе НКВД (21 декабря 1938 г.) тов. Храмцова признали «замаскированной вражеской личностью, вкравшейся в органы пожарной охраны НКВД». Леонид Афанасьевич Храмцов при вступлении в комсомол говорил, что его отец был крестьянином, служил в Красной армии с 1917-го по 1921 годы в звании командира роты, затем работал бухгалтером в государственном учреждении. Особо бдительные товарищи выяснили, что Храмцов скрыл правду: его отец до революции занимался торговлей, служил офицером в Белой армии.
Социальное происхождение парня подкачало, к тому же он оказался местным Дон Жуаном, выбирал жен из числа активных комсомолок. Его выгнали из рядов ВЛКСМ.
Возможно, этот товарищ был родственником владельца дома на Челюскинцев.
– Будучи маленькой девочкой в годы войны, я жила во флигеле дома № 9, – рассказывает Маргарита Павловна Фугаева. – У нас был огород, и козочку мы держали, это нас спасало от голода. Помню, как пленные немцы мостили улицу булыжниками. На ломаном русском говорили, что не по своей воле попали на фронт, не хотели никого убивать. Тюменцы к пленным относились по-человечески, могли угостить чем-нибудь. 9 мая 1945 года как сейчас перед глазами. Объявили о Победе, все жители улицы Челюскинцев подались к горисполкому: инвалиды на костылях, калеки без ног, дети, взрослые – все по этим булыжникам устремились к горисполкому. Там народ ликует, все обнимаются, целуются, поздравления звучат, музыка играет. Словами не передать великую радость. Вечером салют стреляли…
Один штрих из воспоминаний, а как зримо представилась картинка из прошлого. Но продолжим свое путешествие.
ТОРГОВЕЦ БРЫЗГАЛОВ
Соседний двухэтажный особняк на ул. Челюскинцев, 13 врос в землю, окна его – на уровне дороги. Дом построен в 1854 году, владельцем его значится Евграф Иванович Брызгалов. Был он мещанином, торговцем на Базарной площади, присяжным оценщиком.
Спустя много лет, в 1974 году, особняк признали памятником деревянного зодчества, обладает дом интересной глухой резьбой. К сожалению, она не уцелела на воротах.
ОСКОЛКИ СУДЕБ
Гостиница «Нефтяник» на ул. Челюскинцев, 12 выстроена на месте, вблизи которого в XVII веке находился женский монастырь. В разное время он назывался Ильинским, Алексеевским, Успенским.
В 1622 году в обители случилась великая досада. Игуменью Капитолину обвинили в нарушении монашеского обета за связь с ярыжкой К. Лошкомоем. Кто такой ярыжка?
В России на ту пору так называли низшего служителя приказа, исполняющего полицейские функции. Или представителя беднейшего населения, занимавшегося наемным физическим трудом.
В 1740-1742 гг. в женской обители была пострижена в монахи и содержалась княжна Елена Долгорукова, младшая сестра Екатерины Алексеевны Долгоруковой, опальной невесты царя Петра II.
Монастырь закрыли в 1764 году после указа Екатерины II о секуляризации (сокращении) церковных владений. В следующий год на территории бывшей обители заложили Успенскую церковь. Строили на пожертвования разных благотворителей и игуменьи Иулитты. С 1769 года святыня была открыта для прихожан.
Через век храм сильно обветшал, его даже предполагалось разобрать. Спасти могла большая починка. Помощь оказал купец Семен Михайлович Трусов, тюменский Почетный гражданин. Храм на его деньги не только восстановили, но и устроили позолоченные иконостасы, заново написали иконы. В 1862 году ремонт закончили, церковь стала одной из лучших в Тюмени.
Во дворе храма были похоронены его благотворители Семен Трусов, Дмитрий и Фотина Серебряковы, основатель первого в городе роддома, купец Иван Войнов.
В декабре 1929 года Успенскую церковь закрыли, а в 1932 году взорвали.
В НАШЕМ ВЕКЕ
В квартале улиц Дзержинского–Советской–Челюскинцев по проекту коллектива в составе Валерия Кулачковского, Илфата Минулина, Сергея Алексеева в октябре 2009 года возвели бизнес-отель «Евразия». Зданию, обладающему интересной архитектурой, здесь явно тесновато, возле него бы разместить свободные площадки, скверик, фонтан, с чем соглашаются авторы. Но исторические улицы в нашу бытность плотно застраиваются, причин тому – на целую дискуссию…
НА СНИМКАХ: мост; деревянные дома на бывшей Иркутской.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/