ТАМ, ГДЕ ЛОВЯТ, РЫБА НЕ ДОХНЕТ

ПО ПОВОДУ 

Однажды девочка из деревни Комлево отправила письмо в районную редакцию. В нём звучало само отчаяние. 

«На наше поджильное озеро приезжали гоглинские рыбаки с неводом. В первый день они поймали столько рыбы, что она заполнила собой пятитонную телегу. Но этого им показалось мало, эта же бригада рыбаков приехала и на второй день, и опять они увезли с собой полную телегу карася. Но и на этом ловцы не остановились, они пожаловали и на третий день. Затянули опять невод, но на этот раз он пришёл к берегу пустым». 

На этом озере отец девочки ловил понемногу сетью, это помогало семье сводить концы с концами. Да разве только им! 

Районка опубликовала заметку девочки, в небольшом её сообщении звучала неприкрытая обида человека на местных хапуг. Она не знала слова «нецелесообразно», которым воспользовались комитет областной Думы и уважаемый замгубернатора в своем ответе в «Тюменскую правду», но все местные рыбаки поняли: кто-то должен дать отпор этому беспределу. Они затащили в озеро списанный трактор, чтобы хапуги не смогли протянуть сеть. 

Но природу человека изменить трудно. Трактор та бригада вытащила и продолжила своё дело. Такое продолжается и сейчас, подобные промысловые артели получают квоты на вылов карася и черпают его тоннами. А местному рыбаку и одну сетку поставить нельзя. Потому что «нецелесообразно», говорят депутаты и чиновники. 

В 1980–90-е годы каждую весну в нашей районной газете проходило сообщение, что простым рыбакам разрешается ловить сетью в зарастающих озёрах, приводился список таких озер, и обговаривалось количество сетей (не более трех), а размер ячеи – не менее 36 мм, и, конечно же, на время нереста рыбалка запрещалась. 

Карася от этого не убывало. Больше того: там, где рыбу ловили, она не дохла от заморов. А вот этим летом в Большом Белом озере произошёл замор, так как озеро находится в заказнике, и рыбу там отлавливать запрещено. Мертвой рыбой отравилась популяция кудрявого пеликана, что прилетает сюда ежегодно с мест своих зимовок. 

Человек должен разумно вести рыбное хозяйство. В Охотском море рыбаки выгребают до 80 тысяч тонн сельди, там даже плавучий завод есть по её переработке. Есть реки, где разрешается ловить горбушу, чтоб взять из нее только икру, потому что эта рыба после нереста гибнет. Конечно, на Енисее, Байкале, Оби и Иртыше нужны ограничения. Запасы ценных видов рыб небезграничны. 

То есть везде необходим грамотный, разумный подход. Мне кажется, что губернатору не хватает компетентных советников, поэтому и появился этот запрет. Кому-то будет плохо, если рыбалка поможет селянину свести концы с концами? Или запретители боятся, что он одной сеткой всего карася в озере вычерпает? 

Юрий БАРАНОВ, с. Южно-Дубровное 


52585