ПРЕМЬЕРА
Тех зрителей, что, увидев на афише Тюменского Большого драмтеатра фамилию Шекспир, поморщатся: «опять на сцену вытащили пропахшую нафталином историю», я поспешу успокоить: никакого нафталина здесь нет.
В этот спектакль, поставленный на литературной основе одно- именной исторической хроники «Уильяма нашего Шекспира», насобирали столько всего, что я уже через несколько минут действа не заморачивал себя вопросом, подобным гамлетовскому: «Шекспир или не Шекспир». Я смотрел и наслаждался красотой игры, оригинальностью режиссерских решений Глеба Черепанова, фантастически притягательным оформлением сцены художником-постановщиком Фемистоклом Артмадзасом и костюмами в стиле «сюр» Ольги Артмадзас. И тем более я не счел неуместным исполнение в течение спектакля песен Ваенги, Лепса, Кристаллинской, а также рок- баллад, написанных участниками спектакля. Я не посоветовал бы зрителям искать параллели с подлинными историческими событиями тех лет и нашей современностью, хотя они, безусловно, здесь есть. Так о чем же эта трагедия? Ее вкратце можно выразить пословицей: «Посеешь ветер, пожнешь бурю». Первый «ветерок» прокатывается по сцене под звуки песни «Ты не печалься», когда мамочка «одаривает» сыночка горбом и хромотой. С такими «подарочками» жить ребенку очень нелегко и тогда, и теперь – быть постоянным объектом насмешек и издевательств, в том числе и матери – это и посеяло в душе Ричарда «ветерок», постепенно созревающий в ураган. В числе основных причин нарождающейся бури – невозможность ему, брату действующего короля Эдуарда 4 (Константин Антипин), этакому «Квазимодо», стать королем. Но Ричард ждал этого шанса и дождался, а при необходимости «поторапливал» события.
Все в спектакле крутится вокруг Ричарда, действующие лица возникают на сцене во взаимодействии с ним: или выполняют его поручения, или готовятся их выполнить. Главной звездой спектакля назову Николая Аузина, блистательно исполнившего роль Ричарда III. Рассказывать об этой его работе сложно – лучше хотя бы один раз увидеть. Но и не могу не упомянуть эту его минуту торжества, его триумф, которым завершается первое действие: Ричард III объявлен королем Англии! Он так счастлив! Аузин гениально решает эту сцену! В эти мгновения Ричард, сорвавший с себя все путы, стягивавшие его, нереально красив! В антракте я обсуждал увиденное с друзьями и знакомыми, и большинство признавалось: они хотели бы, чтобы спектакль на этом закончился. Но он продолжается, продолжается и триумф Ричарда. Он проверяет границы своей власти. Леди Анна (Софья Илюшина), овдовевшая не без участия Ричарда, сдается ему. Она теперь жена Ричарда. В эротическом танце Анна бессловесно-покорная кукла в руках триумфатора. А Ричард не может остановиться, ему нужно все больше и больше. Против него выступил «могущественный Ричмонд», который в поединке убивает Ричарда. Эта сцена решена пародийно. Персонаж, похожий на героя из «Звездных войн», стоит со светящимся мечем, а Ричард бегает вокруг и, натыкаясь на клинок, погибает.
Из критических моментов. Неправильно считать, что звук, поданный в зрительный зал «погромче», «лучше слышно и более понятно». На самом деле и слышно, и непонятно. Тюменская «дикция» и в громком варианте непонятна. И еще – сторублевая программка ничуть не помогает зрителям разобраться в сонме персонажей. Мелкие аватарки артистов ничего не дают. Я и так знаю, как выглядит Егор Медведев или Марина Карцева. Но распознать их в тех костюмах и гриме очень трудно. Из ролей второго плана я бы отметил Кристину Тихонову и Андрея Волошенко. Они узнаваемы и очень хорошо справились с поставленными перед ними задачами, как и остальные актеры, которых я не узнал. Заканчивается спектакль под ту же песню, что и начинался, но ее слова, повторяемые Ричардом: «Я обязательно вернусь», воспринимаются неспокойно.
P.S. Автор благодарит специалиста по рекламе ТБДТ Ирину Книгу за помощь в подготовке материала.
НА СНИМКЕ: сцена из спектакля.
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото автора/