О БЛИЗКИХ
В 1918 году, вскоре после того, как мои дед Поликарп и бабушка Таисья Полетаевы, уроженцы Слободы Бешкильской, сыграли свадьбу, новобрачного, как и других жителей села, призвали в армию Колчака.
Однако воевать Поликарпу пришлось недолго: белую «гвардию» сразил тиф. Свидетели тех событий вспоминали, что в поездах, на которых войска покидали Сибирь, "целые вагоны вымирали от тифа. Врача ни одного. Медикаментов никаких. Целые семьи – в бреду. У станций – целые штабеля трупов». «Покинутые колчаковцами города были заполнены тысячами тифозных больных. На дорогах и улицах лежали… сотни и тысячи трупов. Команды не успевали хоронить умерших».
Большие потери из-за эпидемии несла и Красная Армия. Только по официальным данным, в 1918 – 1923 гг. в стране зарегистрировано свыше 7,5 миллиона заболевших сыпным тифом, умерли более 700 тысяч человек (а ещё случался тиф брюшной, возвратный). Больных, по подсчетам эпидемиологов, было не менее 30 миллионов.
Захворал и мой дед. Узнав об этом, бабушка вместе с золовкой поехала на подводе в Курган выхаживать его. Посмотрела на офицеров и солдат в лазарете и позавидовала: «Они лежат, ничего не делают, и за ними все ухаживают. Вот бы мне так отдохнуть!»
Желание ее может показаться странным, но она никогда серьезно не болела и не представляла, что испытывают при этом люди, а об отдыхе и заботе с детских лет могла только мечтать. Рано оставшись сиротой, она с семи лет жила "в людях": нянчила хозяйского ребенка, с утра до вечера выполняла работу по дому. При этом досыта не ела и даже зимой по снегу ходила босиком, ведь обуви у нее не было.
А когда вышла замуж и Поликарп ушел на фронт, ей пришлось трудиться за двоих и в поле, и дома...
И так хотелось "отдохнуть", что она не покидала лазарет, пока муж не выздоровел. Ела с ним из одной посуды, но, как говорится, Бог миловал: страшная болезнь не поразила ее, настолько здоровым и крепким был привыкший к постоянному труду и лишениям организм.
У них с бабушкой родилось десять детей, семеро из которых дожили до взрослого возраста. Чтобы вырастить их, Поликарп Матвеевич и Таисья Григорьевна работали день-деньской. В Великую Отечественную, когда дед был призван в Трудовую армию, бабушка трудилась на Ялуторовском лесозаводе по 12 часов. А спала всего по четыре, положив под голову бревнышко, иначе утром проснуться было сложно. Даже молодые женщины не выдерживали такой нагрузки, а она была ударницей.
Думаю, благодаря постоянному физическому труду да ещё прекрасной экологии Тюменского края и сохранила бабушка хорошее здоровье, прожив без малого 102 года. А отдохнуть, будучи окруженной заботой близких, ей удалось только на склоне лет.
Наталья ПОЛЕТАЕВА