БЕЛАРУССКИЕ ЗАРИСОВКИ
Заславль – один из самых древних городов Беларуси. Древнее Минска. Он известен ещё с X века, когда киевский князь Владимир, будущий Креститель, сослал сюда надоевшую жену Рогнеду с сыном Изяславом, чтобы получить статус холостяка и виды на более престижную невесту – византийскую принцессу Анну.
Потом в летописях напишут, что причиной ссылки послужило то, что Рогнеда хотела зарезать мужа. Оно, конечно, было за что – в своё время Владимир убил её отца и двух братьев, но с чего бы ей вдруг начинать мстить дражайшему супругу не сразу, а спустя много лет, когда уже вырос их общий ребёнок?
Опальный княжий сын и является ныне историческим и туристическим брендом Заславля. Собственно, он и дал своё имя городу (который изначально назывался Изяславлем).
Всего через полчаса после отправления с минского железнодорожного вокзала мы с женой Надеждой уже высаживались из электрички на станции «Беларусь». Такое всеобъемлющее название заславльская станция получила оттого, что когда-то была приграничной – дальше простиралась уже территория Польши. После 1939 года границы сильно изменились, но поменять морально устаревшее наименование, видимо, не дошли руки.
Перейдя железнодорожные пути, мы миновали вереницу деревянных котов в вышиванках, русалок и прочих фольклорных персонажей, живописный пруд с сонными утками и похмеляющимися местными колдырями на берегу, прошлись мимо колоритных деревянных избушек, оказавшихся этнографическим комплексом, и углубились в город.
В самую первую очередь наше внимание привлекла церковь, окружённая высоким земляным валом. Оказалось, что это не что иное, как Заславский замок, куда в конце XI века Заславль переехал со своего первоначального места (находящегося, впрочем, тоже недалеко, в черте современного города).
От старого Заславского замка, разрушенного во время восстания Богдана Хмельницкого, осталось немного – небольшой фрагмент крепостных ворот под пластиковым колпаком, с табличкой, предупреждающей, что причинение памятнику «шкоды» карается законом (хотя какую «шкоду» можно причинить выщербленной каменной кладке), да та самая церковь, ныне православная, но изначально бывшая кальвинистским собором, на что намекает её архитектура. Одно время многие шляхтичи принимали протестантизм, чтобы дистанцироваться как от католических польско-литовских магнатов, так и от православных московских бояр.
Когда мы взобрались на гребень замкового вала, Надежда заметила, что он чем-то напоминает дивеевскую Канавку. И мы решили пройти его, как ту Канавку, по всему периметру, любуясь городскими панорамами и крышами соседних домов с бегающими по ним котами. Заславль вообще очень «кошачий» город, они бродят здесь везде и чувствуют себя хозяевами.
Однако и у этого светлого, тихого и приветливого места имеются в «биографии» недобрые страницы. Спустившись с вала, я обнаружил у его подножия снаружи памятный камень с табличкой, свидетельствующей, что на этом месте в 1941-1944 годах, во время немецкой оккупации, проводились массовые расстрелы местных жителей (вероятно, причастных к партизанскому движению) и советских военнопленных.
Прикоснувшись к истории, мы с Надей вернулись из Заславля былых времён в его современность – на главную площадь города, где стоят vis-à-vis памятники Ленину возле городской администрации и князю Изяславу перед костелом Рождества Пресвятой Девы Марии. Перекличка, так сказать, эпох. Где-то в городе есть ещё один памятник Изяславу, вкупе с матерью Рогнедой, но он находится далеко от центра, и мы поленились до него идти.
К слову, городской костел, как и Свято-Преображенская церковь в Заславском замке, тоже на протяжении своей истории переходил из рук в руки – принадлежал сначала католикам, потом православным, затем снова католикам. С перерывом на советские времена, когда был вообще закрыт.
Побродив по центру города, весьма небольшому по размерам, мы заглянули в историко- культурный музей, называющийся без особых затей просто «Заславль». Видимо, музей не очень избалован вниманием и посетителями, так что нас в нём приняли как родных, предложив бесплатную экскурсию.
Музейный экскурсовод показала нам коллекцию красивейших гобеленов на историческую тему с отчётливым фэнтезийным привкусом, посвящённых Рогнеде и её сыну, выставку картин художника Виктора Данилова, пишущего потрясающие пейзажи, собрание беларусских музыкальных инструментов былых времён, а также главное украшение музея – реконструкцию местечковой еврейской лавки со множеством предметов старины на полках. Особенно впечатлила лавка – кажется, что вот-вот в дверь протиснется Мендель Крик с окладистой бородой и скажет: «Фунт сахару и аршин ситца!»
На всё про всё у нас ушло полдня. И ещё осталось время пообедать в местном кафе «Гасцiнец» до электрички на Минск.
НА СНИМКЕ: церковь Заславского замка.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/