НАМ НУЖЕН МУЗЕЙ ПОД ОТРЫТЫМ НЕБОМ

ЕСТЬ МНЕНИЕ 

С интересом прочитал заметку студентки ТюмГУ Елизаветы Рогалевой «Четыре яруса скуки» («ТП» №42, 04.11.2021). Она делится впечатлениями от прогулки по тюменской набережной. 

Осенний променад не доставил девушке удовольствия. Ничего другого, кроме созерцания скульптур и возможности посидеть на скамейке, пространство набережной предложить гуляющей публике не может. Мало здесь «точек интереса». «Тогда почему в нее вложили столько денег и сделали главной визитной карточкой города?» – недоумевает автор. 

В один из погожих октябрьских дней я тоже прогулялся по набережной, правда, маршрут мой оказался длиннее – от Троицкого монастыря. И сразу невольно нахлынули воспоминания детства. Младшеклассниками мы любили весной играть здесь в «чеку». Зимой ходили по реке в школу, и я дважды проваливался в прорубь. Летом, когда стал постарше, бегал с друзьями купаться, благо берег был пологим. 

Помню, как на останках фундамента взорванного храма после войны торговали пивом из бочек и водкой. Собирались покалеченные войной фронтовики, говорили за жизнь. Одни, хлебнув лишку, здесь же спали. Находились такие, что снимали с воинов боевые награды и пропивали их тут же. 

На Туре проходили всевозможные лыжные состязания. В то время было много разных спортивных обществ: «Динамо», «Трудовые резервы», «Локомотив»… Мне, например, довелось участвовать в соревнованиях на приз газеты «Пионерская правда». Ежегодно река подмывала правый берег и он осыпался – так она поглотила «Дунькин сад», где мы с мамой гуляли во время войны. Здесь под звуки духового оркестра танцевали выздоравливающие красноармейцы, которые лечились в госпитале по ул. Луначарского, 2. На этом месте потом выросли три дома, в одном из них жил и работал художник Александр Митинский. 

Каждую весну, начиная с 1942 года, вода в Туре поднималась и заливала Зареку. Самое большое наводнение случилось в 1979 году, когда уровень воды в реке превысил 9 метров. Первый участок набережной (наиболее подмываемый) – от ул. Республики (где сейчас мост Влюбленных) и до ул. Кирова – начали строить в 1996 году. 

Сейчас набережная Туры радует глаз. Это единственная в России, как отмечает Елизавета, набережная, которая имеет четыре уровня, что вызвано сложным рельефом местности, высота её 22 метра. 

Елизавета вышла полюбоваться природой в самое неподходящее время года: река сейчас находится на самом низком уровне, листья с деревьев опали. Что касается скульптур, которые ее не впечатлили, то лично мне они нравятся. А еще меня заинтересовали несколько стендов, где рассказывается о тюменских купцах-меценатах. В одном она права, это капля в море: все равно как несколько стульев в огромной комнате. 

На мой взгляд, департаменту культуры и руководству музейного комплекса было бы неплохо озаботиться созданием музея истории города под открытым небом. Ермак, купечество, Гражданская война, Великая Отечественная, открытие Севера, пребывание царской семьи в Тюмени и т.д. Все эти страницы истории можно оформить поэтапно. Установили скульптуры инженеру Гуллету и купцу Игнатову, картографу Семенову Ремезову… Эту галерею нужно продолжить. И тогда на набережной не будет скучно. Получается, в чем-то Елизавета права. Плохо только то, что ничего не предложила, кроме как «посидеть на скамейке». 

Верю, что жители города поддержат мою идею, и к очередной годовщине областного центра на набережной появится музей. Руководство города делает все возможное, чтобы Тюмень стала красивым и культурным центром. Надеюсь, я успею погулять на набережной (мне 83 года) и прикоснуться к истории моего родного города. 

Юрий ЛЫСКОВ, житель г. Тюмени с 1938 года 

/Фото Тимофея ГЕРАСИМОВА/

 

 


52417