НЕПОЗНАННОЕ
Как известно, наш народ любит всё загадочное и непонятное. Чтобы холодок между лопаток пробегал и волосы дыбом вставали. Спрос рождает предложение, и передаются из уст в уста, обрастая всё новыми и новыми подробностями, легенды о «чёртовых ямах», «хроно-провалах» и прочей потусторонней чертовщине. Много подобных легенд имеется и у нас, в Западной Сибири. Их изучением и отчасти развенчанием занимается тюменский краевед, путешественник и эниолог Павел Ситников.
Павел был экспертом 40-серийного телевизионного проекта «Сталкер», посвящённого загадочным явлениям Тюменской области. Этот документальный сериал, снятый ГТРК «Регион-Тюмень», потом с большим успехом, несколько раз подряд, демонстрировался на канале «РенТВ».
Изучением непознанного Ситников занимается уже без малого сорок лет. Как водится в таких случаях, началось всё с малого – с научно-популярной книжки, в которой разоблачались всякого рода загадочные явления, все скопом, без разбора, и местами как-то неубедительно. Эта неубедительность и послужила для Павла толчком к более подробному изучению темы. И сейчас в его квартире уже целый шкаф, битком набитый самой различной литературой о паранормальном. Которой, впрочем, исследователь не торопится безоглядно доверять, в силу своего академического образования и критического мышления хорошо умея отделять зёрна от плевел.
– В значительной степени подобная литература – описание городских и деревенских легенд, былин, а также чьих-нибудь галлюцинаций, – говорит Павел. – Поэтому отношусь к ней весьма скептически. Рассказы о том, как кто-то что-то где-то увидел, никакой ценности не представляют. Значимость имеет только информация, которую можно проверить – измерить приборами, сфотографировать... Если человек не зафиксировал свои наблюдения на фото или видео, а такая возможность, в отличие от былых времён, сейчас есть у всех, то им грош цена.
Поэтому мои экспедиции нацелены не на проверку баек, а на изучение конкретных объектов. Причём делаю снимки я исключительно в стерео-режиме, чтобы никто потом не сказал, мол, это «фотошоп».
– А какие из подобных мест и объектов ближе всего к Тюмени?
– Самое известное и «попсовое» из таких мест, которое посетили все, кому не лень, находится в Омской области, рядом с селом Окунёво. Там есть несколько озёр, якобы имеющих загадочные свойства. Некий писатель Михаил Речкин даже выпустил несколько книг на эту тему, в которых утверждает, что на огромной глубине под дном одного из этих озёр находится мыслящий кристалл родом из далёкой галактики. Разумеется, утверждение это проверить никак невозможно. Зато автор заработал кучу денег на гонорарах за свои книги.
Я, конечно, ездил на эти озёра. Главное из них, которое Речкин называет в своих трудах Потаённым и утверждает, что оно подпускает к себе не каждого, а лишь титанов духа, оказалось обычным полузаросшим озерцом в километре от села. Ничего потаённого в нём не обнаружилось. Но миф об этом месте оказался невероятно живуч, и оно до сих пор пользуется огромной популярностью. Кстати, здесь проводят свои слёты и совершают обряды сибирские язычники-родноверы, популяризирующие древнюю дохристианскую славянскую культуру. Всё это очень красиво и интересно, на праздники по случаю дня летнего солнцестояния, бывает, съезжаются до шести тысяч человек, но ничего по-настоящему таинственного и непостижимого в окунёвских озёрах нет.
– А где оно есть?
– У нас, в Сибири, есть свои места Силы. Хочу сразу уточнить значение этого термина, потому что его сейчас применяют к месту и не к месту. Бывает, что хозяева турбаз наваливают поблизости кучу камней, втыкают в них табличку, на которой написано «Место Силы», и находятся те, кто всерьёз в это верят.
На самом деле место Силы – это место с определёнными свойствами и энергетикой. Исследователи давно уже выработали их чёткие признаки – это высокие холмы, огибаемые излучинами рек, на которых, как правило, располагались языческие святилища – древние жрецы каким-то образом умели «считывать» энергетику. Одно из самых красивых и доступных для жителей Тюмени мест Силы находится в «Марьином ущелье». Я вожу туда экотуристов, и многие из них, наиболее чувствительные, ощущают энергетику этого древнего святилища.
В 2004 году в ущелье случился страшный, опустошительный пожар, оставивший от всей здешней красоты лишь ряды чёрных обгоревших стволов. И только на месте святилища среди пепелища сохранилось чётко очерченное зелёное пятно – нетронутые огнём живые деревья. Рационального объяснения этому феномену так и не найдено.
Ещё одно такое место имеется в Нижнетавдинском районе. Оно называется «Велижаны-2» и тоже отвечает всем вышеперечисленным признакам. Но, в отличие от марьинского, сохранившегося в целости, оттуда брали землю для отсыпки дорог в ближайшей деревне. Десятками кубометров, и вследствие этого энергетика места была нарушена.
Я вожу на такие места экскурсии как индивидуальные, так и групповые, но стараюсь особо их не афишировать, чтобы не привлекать внимания околоцерковных маргиналов, которые ставят себе целью борьбу с религиозным инакомыслием. Нередко такие фанатики разрушают всё, что связано с язычеством, в том числе и исторические памятники.
Хотя церковники раньше сами устанавливали свои храмы в местах Силы. Например, Софийский собор Тобольского кремля возвышается чётко над местом бывшего языческого святилища. Некоторые думают, что это делалось в целях вытеснения язычества новой верой, но настоящая причина гораздо глубже – положительная энергетика, «намоленная» веками, начинала «работать» уже на прихожан нового храма. Тот же эффект использовал Сталин, который, как известно, увлекался мистикой. Он расставил знаменитые московские «высотки» на местах Силы с положительной энергетикой, для того чтобы люди, живущие или работающие там – а это были высшие этажи партийной номенклатуры – лучше себя чувствовали и эффективнее трудились.
– Какова же физическая природа этой энергетики?
– Один из основных показателей положительной или отрицательной энергетики места – структуризация воды, причём не только в реках и родниках, но и в почве и воздухе. (То же, кстати, касается и человеческого организма, потому что мы на 70 процентов состоим из воды). Одна моя знакомая, доктор физических наук Людмила Петровна Семихина, однажды при помощи очень продвинутого и дорогого канадского прибора, выигранного ею по гранту, провела измерения структуризации воды в Марьином ущелье и поразилась – таких высоких показателей она ещё нигде и никогда не встречала. Кстати, это было когда я ещё не знал о существовании на этом памятнике природы языческого святилища и лишь позже прочитал о нём в одной из научных публикаций по археологии.
Можно идентифицировать подобные места и без всяких приборов. Когда энергетически чувствительные люди укладываются на траву или обнимают ствол дерева и говорят: «Мне здесь хорошо, и я не хочу с этого места никуда уходить» – ещё один верный признак места Силы. Но такое бывает не у всех, а лишь у людей, чьё восприятие определённым образом «настроено», это своего рода талант.
Существуют и противоположные места – геопатогенные зоны, плохо влияющие на здоровье и самочувствие людей. К таким относятся, в частности, места кладбищ, в том числе и бывших. Захоронения давно уже убрали, место разровняли, построили на нём жилые дома, а потом чешут затылок: почему количество онкологических заболеваний у их жильцов в несколько раз выше, чем в среднем по городу. Или прокладывают через заброшенное сельское кладбище дорогу, а затем удивляются, почему именно в этом месте так много аварий.
– Такой эффект дают захороненные в этих местах человеческие останки или что-то иное?
– Когда люди хоронят своих умерших близких, то не испытывают по этому поводу эйфории. Как и в моменты посещения их могил. Психическая энергия горя и скорби накапливается на этом месте десятилетиями, а то и столетиями. Физические механизмы таких процессов мы ещё не знаем, но их последствия можем наблюдать воочию.
В качестве одного из ярких примеров я могу привести остров Козлова, что на Андреевском озере на окраине Тюмени, веками являющийся местом захоронений. Многие из членов археологической экспедиции, исследовавших остров и долго живших на нём в палаточном городке, потом ушли безвременно и не своей смертью. Кстати, мы измеряли уровень структуризации воды и на этом месте, он оказался аномально низким.
– Все знают о московских или петербургских мистических местах, домах с привидениями и прочих жутких городских легендах. А как с этим обстоит у нас, в Тюмени и окрестностях?
– Явления, которые мы называем привидениями и полтергейстом, появляются обычно в старинных зданиях. Как, например, в здании Дома природы в Ялуторовске. Там сами собой раскрывались форточки, передвигались предметы, а однажды смотритель, придя утром на работу, обнаружил запертыми замки на дверях между музейными залами. Притом что от них давно уже ни у кого не было ключей. Пришлось вызывать столяра для взлома. Этому музею, кстати, посвящён самый первый сюжет проекта «Сталкер».
Мой друг Ришат Рахимов, до того не веривший ни в какую чертовщину и смеявшийся над ней, ночуя в здании Дома природы, когда мы с ним делали в Ялуторовске экспозицию «Экологический двор», будучи в здравом уме, твёрдой памяти и абсолютно трезвым, столкнулся с домовым. Бывший военный разведчик, прошедший десятки экспедиций, которого, казалось, вообще невозможно чем-либо напугать, наутро трясся, как осиновый лист, и с трудом смог рассказать, в чём было дело. Это говорит о том, насколько мы неподготовлены к встречам с неведомым.
– Как же этот домовой выглядел?
– Старичок с длинной бородой, размером с табуретку, разговаривающий не раскрывая рта, телепатически.
– Что из себя представляют все эти домовые, призраки и прочие полтергейсты как физические явления?
– Это сущности, обитающие в других реальностях, параллельных нашей, и иногда каким-то образом к нам проникающие. Деталей мы не знаем. Слишком мало информации, чтобы делать какие-то выводы. Настоящих свидетельств и фотографий привидений мало, в большинстве своём это фейки, которые, кстати, очень легко сделать.
– А чем будет отличаться подлинная фотография полтергейста от фейковой?
– Совокупностью факторов – обстоятельствами съёмки, качеством, ракурсами… Я увлекаюсь фотографией с детских лет и знаю, как можно испортить снимок, чтобы получить те или иные эффекты. Поэтому, в отличие от неопытных фотографов и шарлатанов, никогда не приму, например, отображение капель на линзе объектива за некие энергетические сгустки. А настоящие снимки «гостей» из других миров – огромная редкость. Но они есть.
P. S. Этой зимой Павел Ситников проведёт очередной публичный лекторий на тему непознанного (около 20 мультимедийных лекций). Сейчас для этого готовится тёплое уютное помещение на улице Горького. Узнать, где и когда начнётся лекторий, можно на страницах Павла в социальных сетях.
НА СНИМКАХ: кто во что горазд; Павел Ситников.
Роман БЕЛОУСОВ /фото Павла СИТНИКОВА/