МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
Владимир Федосеев. Его называют старейшим дирижером в России. Да и в мире мало кто может сравниться с таким творческим долголетием.
Мы, конечно, можем поспорить, поскольку недавно ушедший от нас Антон Шароев прослужил на своем посту больше лет. Но, тем не менее, маэстро Федосеев у руля Большого симфонического оркестра почти полвека и по мановению его палочки огромный коллектив играет как единый организм. А ведь поступая в музыкальное училище, он почти не знал нотной грамоты, да и владел далеко не симфоническим инструментом – баяном. Накануне своего 90-летия народный артист, несмотря на все ограничения, подготовил новую программу.
Несколько лет назад, когда мы узнали, что в Тюмень приезжает Большой симфонический оркестр им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, то пришли в радостное возбуждение, предчувствуя настоящий праздник. Меломаны готовились сравнивать его манеру дирижирования с другими коллегами, благо, наш город в хорошем смысле избалован выступлениями великих маэстро. Кто-то уже слышал Федосеева на других площадках, большинство видело записи и готовилось оценить его неповторимую манеру прочтения произведений известных композиторов.
Владимир Федосеев появился на свет в Ленинграде. Его отец работал на заводе, мать была домохозяйкой. Она иногда посещала церковь и пела в церковном хоре, а папа еще немного играл на баяне в самодеятельности. И родители мечтали, чтобы сын стал музыкантом.
Военное детство у Владимира Ивановича – блокада, бомбежки. В определенный период невозможно было даже выходить на улицу. Единственной радостью мальчика стал репродуктор, из которого доносились волшебные звуки музыки. Позднее Владимир Иванович говорил, что пережил три рождения: второе – выжил во время блокады. А третье – переправа по Ладожскому озеру в Муром, когда семье удалось чудом спастись после бомбежки эшелона. В эвакуации начал брать уроки баяна, учился с большим удовольствием. Уже тогда начал давать концерты в госпиталях. Правда, играл практически на слух, плохо владея музыкальной грамотой.
По возвращении в Ленинград после войны решил пойти в музыкальное училище, но это оказалось сложно, ведь он практически не знал нот. Однако его будущий учитель – Павел Иванович Смирнов, прослушав Владимира, сказал, что будет с ним заниматься. С 1948-го по 1952 год Федосеев провел в училище им. Мусоргского в Ленинграде. Там он играл на баяне и параллельно занимался по классу дирижирования.
Окончив училище, решил пойти дальше, но возможность обучаться по направлению народных инструментов была лишь в Москве, в Гнесинском институте. В 1952 году Владимир сдал вступительные экзамены в Академию им. Гнесиных и был принят. Играл на баяне в оркестре народных инструментов. В те же годы понял, что мечтает об аспирантуре по классу дирижирования, которую впоследствии тоже закончил. На этот раз сдавать вступительные экзамены пришлось много раз, но Федосеев все же поступил.
С 1959-го являлся художественным руководителем и главным дирижёром оркестра русских народных инструментов. Пробиваться в то время ему было очень тяжело, считалось, что народное искусство второсортно. Появилось очень много проблем, недоброжелателей, которые постоянно строчили письма в ЦК с жалобами. Его обвиняли в антисемитизме, неправильных взглядах. Но позже, благодаря вмешательству высокопоставленного начальства, все утихло, и Федосеев смог работать дальше.
С 1971-го по приглашению Евгения Мравинского начал работать с симфоническим оркестром ленинградской филармонии. А с 1974-го руководит Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского.
За годы служения искусству Владимир Федосеев добился уникального особого звучания оркестра, его узнаваемости, неповторимого стиля. Коллектив приглашали на лучшие площадки мира, важнейшие фестивали – «Звучащий смычок» в Вене, фестиваль Бетховена в Бонне, Брукнера в Линце, также он много гастролирует по России.
При этом не только соблюдались традиции коллектива, но и появлялось что-то новое. Его самоотдаче и искренности в работе можно позавидовать. Благодаря доброте, открытости дирижёра раскрываются новые таланты, оттачивается мастерство. Федосеев отличается необыкновенной глубиной, темпераментностью, а также прекрасным чувством музыки, которую исполняет. Он удивительно тонко проникает в замысел композитора, его стиль.
Несмотря на все ограничения, музыкальная жизнь в Тюмени возродилась. И, надеемся, не заглохнет. По крайне мере, с 15 ноября нас ждет фестиваль Дениса Мацуева. Глядишь, и оркестр со своим великим дирижером появится в нашем городе. Не всегда же будут действовать ограничения, связанные с пандемией.
Юлия КОНКИНА
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/