ДАЛЁКИЕ ГОРИЗОНТЫ
Давно прошло время, когда я расходовал своё здоровье беспечно, не задумываясь над тем, что главное наше богатство не вечно.
На утрянку не поехал, надо было собраться с силами для очередного выезда в степь. Накануне много сил оставил на озере Долгом.
В 16 вечера будто невидимый двойник спросил меня с укором: «Как, ты ещё не на охоте?!». Собрался, как по военному приказу, привязал надувную лодку к багажнику и подался в дальние угодья, где не был более тридцати лет. Последний раз приезжал туда на мотоцикле. Через два года опять хотел посетить тот плёс, но дорожка, невнятно натоптанная в угодья, заросла высокими травами. Я даже на стога залезал, становился на их вершинах в полный рост, поднимал к глазам бинокль. Не помогло.
С тех пор успел износить три автомобиля, езжу на четвёртом. И как-то мой товарищ по кочевьям сообщил, что нашёл, наконец, тот затерянный плёс. Было это посреди многоснежной зимы. Промышляя пушного зверя, он на своём буране промял там проход через камыши, а недавно сообщил, что охотился в тех местах и нынче. Я прибыл туда вечером, оставив за спиной 16 километров. Удивился, как сильно изменился болотный пейзаж. Открылись новые лагуны, появились проходы к другим плёсам, они были широкими и тихими в этот вечер, повсюду был виден пик осенней активности пушного зверя.
Темнели хатки ондатр, они жались поближе к береговой линии, но стояли и в сердцевине тростников. Вспугнул на дальнем плёсе стайку уток, подумал: вот тут и поставлю манишки.
Время летело стремительно. На ружейных стволах красновато блеснул свет заходящего солнца, с минуту тускло мерцал на них и погас. На западе по всему горизонту потянулись сизые выволочки, они оповещали о наступлении новой фазы суток.
Природа подала невидимый сигнал болотным жителям. Началась ночная кормёжка ондатр, некоторые из них, подплывали совсем близко, грызли стебли рогоза, корневища, а в поздних сумерках послышался свист утиных крыльев.
Птица возвращалась с полей. Молил Бога, чтоб послал мне хотя бы одну. Он услышал меня, послал больше, но я сумел добыть только трёх. Большая Медведица успела выгнуть ручку ковша над степью, когда я поплыл по направлению к пристани.
Хорошо, что в ночном небе поднялась половинка луны, она помогала мне найти проход к берегу. Закинул за плечи ружьё, бурский патронташ и, как бурлак, потащил своё судно вперёд, к машине. Лодка тёрлась своим днищем по водорослям. А когда вышел на сухое место, невольно оглянулся по сторонам, подумал, какие же здесь дикие места. Но было отрадно видеть, что у горизонтов ещё горят огни, были они очень редкими, но продолжали оповещать мир, что все же цепляются русские люди за эту землю, не всех их переманил к себе город.
Юрий БАРАНОВ, Армзонский район
Фото Ирины МИРОНОВОЙ