ПОДДЕРЖАТЬ, НАПРАВИТЬ, ВДОХНОВИТЬ!

ПРОЕКТ

В ТЮМЕНСКИЕ ШКОЛЫ ПРИШЛИ «НАВИГАТОРЫ ДЕТСТВА»

Особенностью современного образования является то, что школы должны заниматься не только обучением, но и воспитанием. Как говорится, всё новое – хорошо забытое старое. И эту задачу предполагается возложить на советников школ по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями.

Пилотными регионами по реализации федерального проекта «Навигаторы детства» стали Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, а также город Севастополь и Ставропольский край. 

О том, как данная инициатива реализуется в Тюменской области, о результатах деятельности советников за первый учебный месяц, планах работы, совместных проектах с партнерами рассказали заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Ирина Конончук, председатель Тюменского регионального отделения Российского движения школьников Наталья Ахлюстина, муниципальный координатор федерального проекта в городе Тюмени Наталья Музыро и советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №92 Маргарита Поповских. 

Проект «Навигаторы детства» стартовал в 138 школах Тюменской области с 1 сентября 2021 года. 

– Главное для советников – задать траекторию развития школьников, вовлечь их в активную социальную жизнь. Возможностей для самореализации много, например, «Российское движение школьников», «Поисковое движение России», «Юнармия», «Волонтеры Победы», движение ЧИР и многие другие. При этом важно уделять внимание не только активным ребятам, но и вовлекать в мероприятия остальных детей. Активные школьники легко проложат себе дорогу, а вот остальных важно поддержать, направить, помочь развить свои способности, открыть таланты, – рассказала Наталья Ахлюстина. 

Поначалу, вокруг проекта «Навигаторы детства» было много мифов. Дескать, проект нужен для профилактики антиобщественных выступлений, чтобы разговаривать с детьми о несанкционированных митингах. Что советник директора школы по воспитанию ничем не отличается от заместителя директора по учебно-воспитательной части или педагога-организатора. На самом деле, задача советников – развитие деятельности детских общественных объединений в школе и поддержка социальных инициатив школьников. Навигаторы детства подскажут, в какие кружки, секции, общественные движения и объединения школьник может обратиться. 

Советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Мария Копылова пояснила, что советнику важно уметь разговаривать с детьми на их языке, вникать в особенности субкультур, которыми дети интересуются, формировать позитивную и интересную атмосферу. 

По словам советника директора школы №92 города Тюмени Маргариты Поповских, в сентябре ею был организован ряд школьных мероприятий. Очевидно, что всё больше детей хотят быть вовлечёнными в те или иные проекты, у них горят глаза, они готовы действовать, участвовать, познавать новое и делать для себя открытия. 

– При этом вокруг советника должно быть создано пространство доверия, такая среда, куда ребенок может прийти и сказать, чего он хочет. Вот, чего сегодня не хватает современному подростку. Интернет не должен быть единственным источником информации и досуга для школьников. Я считаю, самый главный и большой результат работы советников – максимальное вовлечение каждого ребёнка в интересную для него деятельность, – отметила заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Ирина Конончук. 

Спикеры сообщили, что в Тюменской области на Всероссийский конкурс «Навигаторы детства» было подано 424 заявки. Отбор прошли 170 кандидатов. Чтобы стать советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, нужно было пройти сложный отбор: ориентироваться в деятельности Российского движения школьников, иметь методические разработки, реализованные проекты по работе с детьми. 

В рамках Всероссийского проекта «Навигаторы детства» для его участников была разработана программа повышения квалификации «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации». Программа включала 106 часов и 6 модулей, посвященных государственной политике в сфере образования, негативным явлениям в подростково- молодежной среде, информационным угрозам, теории и практике воспитательной работы с детьми и подростками, основам «Артековской педагогики». 

Добавим, что во многих школах давно ведется активная воспитательная работа. Так, в школе №38 дети уже не первый год становятся победителями и призерами конкурса строя и песни «Зарница». В других школах активно действуют советы школьного самоуправления, открыты отделения РДШ, ребята участвуют в поисковом движении, добровольческих проектах, творческих студиях, посещают спортивные секции, центры, клубы и учреждения дополнительного образования. 

Это означает лишь одно: «навигаторам детства» предстоит сделать все, чтобы такая же насыщенная жизнь была у каждого. 

НА СНИМКЕ: участники проекта «Навигаторы детства» рассказали о начале его реализации. 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/


52005