ПЕРЕПИСЬ
Недавно увидел призыв принять участие во Всероссийской переписи. И сразу же вспомнился совсем не похожий на анекдотичный случай восьмилетней давности. Молодые таджик и узбечка принесли ребенка для регистрации в ЗАГС. Служительница учреждения поинтересовалась, какой национальности будет их сыночек? Мама, особенно не задумываясь, ответила: «Он будет сибирский татарин. В наши родные места мы из Тюмени уже не вернемся, и сын должен принадлежать этому надежному и гостеприимному народу».
«Можно ли записать этого мальчонку сибирским татарином и как встречает перепись народ»? – с таким вопросом я пришел на заседание совета национально- культурной автономии сибирских татар г. Тюмени.
Динар Абукин, председатель НКА сибирских татар: 30 марта 2021-го под председательством Владимира Путина в режиме видеоконференции состоялось заседание совета по межнациональным отношениям при президенте РФ. На нем было заявлено, что до конца текущего года Госдума примет закон «О языках народов Российской Федерации», где будет отражена ответственность государства за сохранение родных языков народов страны, создание условий для их изучения и развития. Было также отмечено, что во время предстоящей Всероссийской переписи федеральная служба статистики совместно с Генеральной прокуратурой обеспечат соблюдение конституционного права людей на свободное волеизъявление при определении своей национальности, будут жестко пресекать все попытки давления, тем более, дискриминации по этническим признакам.
Корр.: А как вы относитесь к развернувшейся в последнее время кампании с пропагандой тезиса, что «все татары России – это единый народ с единой культурой и литературным языком».
Абукин: Как уже было сказано, за призывы к ограничению волеизъявления следует, по Конституции и российскому законодательству, строго наказывать. Обратимся к истории. С учетом этнического самосознания прошла перепись 1926 года, показав, что в Западной Сибири жили 90 тысяч сибирских татар и 28 тыс. волго-уральских. Но в феврале 2002 года комиссия из Татарстана по подготовке переписи населения обратилась к премьеру Михаилу Касьянову с просьбой «не дробить» татар на отдельные народы. А в августе президент Татарстана Шаймиев, обращаясь с приветственным словом к участникам третьего Всемирного конгресса татар, выступил против выделения сибирских татар и других тюркских народов в самостоятельные этносы.
Корр.: Согласно переписи, в 2002 году сибирских татар в Тюменской области насчитывалось 7200, а в 2010-м – уже 6600. И указаны они были в примечании под общей шапкой «татары». Ниспадающая численность коренного народа настораживает. Возможно, люди отказываются называться сибирскими татарами, а что еще хуже – идет вырождение.
Абукин: Данные переписи о национальности подскажут, какие коренные народы находятся на грани исчезновения. По итогам кампании они получат господдержку. Переписчикам запрещено задавать наводящие вопросы или ставить под сомнение ответы, в переписной лист вносится то название, которое произносит респондент. Участники переписи (имеющие родителей, дедушек и бабушек разных народов) впервые могут указать несколько национальностей и родных языков, то есть множественную этническую принадлежность.
Корр.: Мне все-таки любопытно, какой прок Татарстану искусственно поднимать численность населения?
Анас Гаитов, ветеран национально-культурного движения: Вы, наверное, заметили, что цель новой переписи – составить реальную картину этнического состояния и многообразия. Нам, сибирским татарам, тоже не нужны искажения. Если Татарстан стремится к увеличению численности населения, позволяющей ему занимать по этому показателю второе место в России, то нам с помощью выверенных статистических данных нужно обустраивать жизнь своего народа. Им важен престиж, а нам – решение многочисленных застарелых проблем.
Булат Ташбулатов, ветеран национально-культурного движения: Все мы, сидящие за этим столом, с большим уважением и любовью относимся к родственным поволжским (казанским) татарам. С первого класса изучали поэтов и писателей Татарстана, разделяем чувства большого поэта Габдуллы Тукая о родном языке. На литературном языке казанских татар преподают в школах, выходит газета «Янарыш», им пользуются в программах радио и телевидения. Однако в 2015 году сибирскотатарский язык получил признание ЮНЕСКО и ему присвоен собственный код. Это значит, что сибирскотатарский язык получил статус литературного. На нем создают произведения наши писатели и поэты, уже готовятся и издаются учебники. Ко мне поступали предложения записаться «татарином». Но если это сделает каждый из нас, то древний по происхождению народ с древним языком растворится среди неприкаянных людей без роду без племени. А этого совсем не нужно нашей общей родине – великой России.
Абукин: Кстати, о древности. Проштудировав серьезные научные изыскания, пообщавшись с историками, этнологами, лингвистами и культурологами, восемь лет совместно с членами совета НКА, учеными провожу уже международный форум «День сибирскотатарского языка. К слову, с прошлого года Федеральное агентство по делам национальностей признало его народным праздником и внесло в единый календарь народов России. Мы получили также опыт проведения «Сулеймановских чтений», и я в очередной раз убедился, что предки сибирских татар появились на территории Западной Сибири полторы тысячи лет назад от смешения угорско-самодийских и тюркских народов – то есть за 700 лет до монголо-татарского нашествия… Поэтому никому не стоит гнуть линию общности татарского мира. И нам завещано прадедами жить в единении не только с татарским миром, но и с русско- тюркским. С миром, где народы по своей исторической сути равнозначны. Сибирские татары – прямые потомки легендарных сыбыров и их предшественников хунну – тоже имеют свою гордость. Поэтому я не собираюсь угождать конъюнктурщикам и разжигателям межнациональных распрей. Делюсь своими познаниями с детьми. Они имеют стойкое этническое самосознание, несмотря на то, что у меня мама и жена казанские татарки.
Хамза Биктимиров, ветеран национально-культурного движения: Я более пятнадцати лет руководил НКА сибирских татар Тюменского района, был и заместителем председателя совета областной НКА. Все мероприятия мы проводили по сибирскотатарским традициям (включая борьбу) и говорили на своем языке… Стараюсь привить этническое самосознание родственникам. Но многие из моих соплеменников жалуются на отсутствие учебников и книг на понятном для них родном языке. А вообще, по-моему мнению, наше национально-культурное развитие сдерживает то, что сибирским татарам до сих пор не присвоен статус коренного малочисленного народа.
Рифхат Насибуллин, ветеран национально-культурного движения, некогда главный специалист комитета по делам национальностей: Коренным малочисленным народом Севера, Сибири и Дальнего Востока может быть признан народ, который ведет традиционный образ жизни – занимаются для собственного обеспечения оленеводством, охотой, рыболовством, сбором дикоросов… В Тюменской области малым коренным народом могут стать только сибирские татары, проживающие на просторах Заболотья.
Корр.: Похоже, кто-то собирается поделить малочисленных сибирских татар еще и на племена. Создать, условно говоря, «болотную резервацию сибирских татар». Народ – это сложная система взаимоотношений и связей. Каким бы он ни был, в его среде появляются ученые, поэты, писатели… – выразители его природного потенциала, народных чувств и чаяний. И чтобы стать представителями коренного народа, им следует направиться в Заболотье клюкву собирать?.. Представьте в этой роли выдающихся тюркологов Ханису Алишину и ее ученика Максима Сагидуллина или выпускницу Казанской консерватории, известного собирателя песенного фольклора Луизу Сурметову.
Гаитов: Ханты, манси и ненцы живут в поселках и городах, никто не собирается из-за этого лишать права всего народа быть коренным малочисленным. С каждым человеком из округов, которые хотели вести традиционный образ жизни, оформляли документы на так называемые родовые угодья и комплекс мер по поддержке таких семей. Подобные договоры могли быть заключены с каждым главой семьи в Заболотье. И не надо там объявлять отдельный анклав из сибирских татар. Это просто безумная идея недальновидных чиновников. Кстати, в законе о малых коренных народах в числе традиционных занятий, кроме оленеводства, записано и животноводство, широко распространенное в наших аулах.
Корр.: Шорцы (народ Алтая) живут в крупных поселках, поскольку издревле занимались в основном кузнечным ремеслом (не собирали дикоросы и грибы, не охотились, не рыбачили, чтобы только этим обеспечить себя), а вот признаны коренным малочисленным народом. Не потому ли, что в свое время освободились от этнонима «кузнецкие татары». На этой же территории есть хакасы и тубалары (алтайцы). Они тоже избавились от этнонимов «енисейские татары» и «черневые татары» и тоже стали малыми коренными народами. Полагаю, есть повод над этим призадуматься.
Насибуллин: Возвращаясь к теме переписи, советую проинструктировать переписчиков. Скажем, в деревнях они спрашивают в лоб: «Ты – татарин?». Житель, разумеется, ответит утвердительно. Так и записывают всех по этой схеме. А в Сибири надо спрашивать «Ты – сибирский татарин?». Перепись же ведется не в Казани или Набережных Челнах.
Гаитов: Полагаю, и на этот раз, как в 2010 году, не исключен произвол. На предыдущей переписи меня не записали сибирским татарином на участке в 9-й школе. А я, можно сказать, был на острие этого вопроса – только что увез в Москву письма как раз по этому поводу. Переписчик объяснил, что ему не велели записывать людей «сибирскими татарами» чиновники из Центрального округа. Некто Светлана Сергеевна мне ответила, что разновидности татар записывать не будут. Потом, после звонка начальника отдела переписи облстата, она извилась, но все равно никто в 9-й и 39-й школах не мог записаться сибирскими татарами. Подозреваю, что такое случилось на всей территории Центрального округа.
А если мы запишемся татарами, то вновь скатимся к ситуации, которая была десятилетия назад. Тогда нам говорили, что мы пришельцы, народ называли диаспорой Татарстана, предлагали туда уехать и не поднимать свои проблемы. Нам, во главе с первым национальным поэтом и общественным деятелем Булатом Сулеймановым, с трудом удалось доказать, что сибирские татары являются исконными жителями Сибири.
Корр.: Что дает отдельная строка в переписи сибирским татарам?
Гаитов: Это еще на один шаг приблизит нас к признанию малочисленным коренным народом. И народ может развивать свои национально-культурные практики. К примеру, нам нужен профессиональный национальный театр, следовало бы иметь квоту в законодательной власти, возможность обучать одаренных детей на бюджетных местах в элитных вузах… Продолжать не буду, а то еще скажут «раскатал губу».
Корр.: Куда обращаться людям в случае нарушения их прав во время переписи?
Абукин: Сибирские татары в любое время могут позвонить по телефону: 8-961-214-99-04.
НА СНИМКЕ: сибирские татары.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/