ИСКУССТВО
На мой взгляд, одно из самых лучших человеческих качеств – умение признавать свои ошибки. Такие поступки требуют большой смелости, честности перед собой и окружающими и душевной зрелости. В числе самых ярких в истории примеров такого морального подвига – история академика Андрея Дмитриевича Сахарова, создателя советской водородной бомбы, а впоследствии – лауреата Нобелевской премии мира.
У него хватило и ума понять, что его работа над смертоносным оружием была трагической ошибкой, и смелости признаться в этом. И не просто признаться, но и пожертвовать всеми почестями, материальными благами и прочими «пряниками», полагавшимися ему от властей, а вместо них получить за свою антивоенную деятельность опалу и ссылку. На подобное способен далеко не каждый – только люди, которых принято называть святыми и подвижниками. И они по праву становятся моральными авторитетами и маяками.
В этом году вся Россия отмечает столетний юбилей Андрея Дмитриевича. И Тюмень, конечно, не осталась в стороне. В мультицентре «Контора пароходства» проходит художественная выставка, посвящённая этой годовщине, под названием «Третья идея», художественно интерпретирующая историю советского атомного проекта, а также научную и общественно- политическую деятельностью академика Сахарова. Экспозиция состоит из четырёх тематических разделов, включающих звуковые инсталляции, интерактивные зоны, авторские фильмы и несколько графических циклов. Это совместный проект с филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Нижнем Новгороде. Автор выставки – нижегородский художник, популяризатор истории науки Евгений Стрелков.
Автор рассматривает советский атомный проект в несколько непривычном ракурсе – через историю Саровской обители, сопоставляя в своём художественном исследовании фигуры Андрея Сахарова и Серафима Саровского, сошедшиеся на этом месте с интервалом в полторы сотни лет. Общая атмосфера выставки достаточно мрачна, под стать своей теме – истории создания самого смертоносного оружия всех времён, а экспозиции немного напомнили мне работы Здзислава Бексински или Ганса Гигера.
Например, «Нейтрон-Троица» представляет собой как бы рентгеновский снимок фигур знаменитой рублёвской иконы, просвеченных излучением близкого ядерного взрыва. Тему продолжает произведение «Преображение- Икс», тоже основанное на известном иконографическом сюжете, когда апостолы были потрясены нестерпимым для глаз сиянием одежд Спасителя. В интерпретации Стрелкова божественное сияние просвечивает их тела насквозь, до костей, подобно радиации. Другие его работы стилистически перекликаются с иллюстрациями из средневековых гримуаров. Впечатление дополняют чудовищно тоскливые, совершенно инфернальные синтезированные хоралы, льющиеся из динамиков.
Словом, если вы любитель готики и макабрических сюжетов – время, проведённое на «Третьей идее», не будет потрачено вами зря. Выставка работает до 16 октября.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/