КУМИРЫ
Она прошла долгий путь от девочки из хора в южном городе до звезды мировой оперы, с которой заключают контракты самые престижные площадки – Ковент-Гарден, Ла Скала, Зальцбургская филармония. Но все же главной сценой для нее остается Мариинский театр в Санкт-Петербурге. И туда она возвращается даже в эпоху пандемии, едва разрешили выступление. На днях исполнилось 50 лет народной артистке России Анне Нетребко.
В честь этого события был дан грандиозный концерт, в котором приняли участие ее друзья. Даже сын Тиаго решил присоединиться на сцене к маме и отчиму. И хотя Анна не так давно потеряла отца, своего главного поклонника и вдохновителя, плотный график не поменялся. Такова судьба оперной дивы, которую повсюду любят и ждут. Ей даже в отпуск съездить некогда, поэтому в качестве мечты озвучивает: «Хочу увидеть пирамиды». Но до посещения Египта никак не находит времени.
Анна родилась и выросла в Краснодаре в семье, происходящей из кубанских казаков. Там же начала заниматься музыкой и пением. Была солисткой хора «Кубанская пионерия» при Дворце пионеров и школьников Краснодарского края. Потом училась в Санкт-Петербургской консерватории, класс профессора Тамары Новиченко.
В 1993 году победила на конкурсе им. М.И. Глинки и была приглашена в Мариинский театр, где исполняла обширный репертуар с «открывшим» её дирижёром Валерием Гергиевым. Вскоре певицу пригласили в Ригу на роль Царицы ночи в независимом проекте «Волшебная флейта». На следующий год она дебютировала в Сан-Франциско (Людмила, «Руслан и Людмила»).
Широкую известность Анне Нетребко принесли роли Памины в «Волшебной флейте» и Розины в «Севильском цирюльнике», исполнение русских оперных партий, таких как Наташа в «Войне и мире» и Луиза в «Обручении в монастыре» Прокофьева, Марфа в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Нетребко также успешно выступала в итальянском репертуаре, в том числе в не характерном для себя стиле бельканто, исполнив романтические роли Джильды в «Риголетто» Верди, Мими в «Богеме» Пуччини и Джульетты в «Капулетти и Монтекки» Беллини.
В 2002 году состоялся дебют Нетребко в Метрополитен-опера (Наташа, «Война и мир»). В том же году она дебютировала в роли донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта, которая прошла в рамках фестиваля в Зальцбурге под управлением Николауса Арнонкура.
В репертуар Нетребко были включены роли Виолетты в опере Джузеппе Верди «Травиата», которая прошла в Мюнхене, главная роль в «Лючии ди Ламмермур» на представлении в Los Angeles Opera.
Тогда же вышел первый студийный альбом Opera Arias, который стал одним из самых продаваемых альбомов академической музыки. Второй альбом – Sempre Libera. Исполнение оперных партий в опере «Ромео и Джульетта» в паре с Роландо Вильясоном было оценено достаточно высоко. С этим же исполнителем Нетребко исполняла партии в «Любовном напитке». В 2004 году Нетребко снялась в американском фильме «Дневники принцессы-2» в роли самой себя.
В марте 2006 года певица подала прошение о получении австрийского гражданства. По её словам, она собиралась жить в Вене и Зальцбурге, и к тому же австрийское гражданство избавит её от бюрократических процедур при получении виз. Австрия удовлетворила его с сохранением гражданства России.
На конкурсе «Новая Волна» Нетребко исполнила вместе с Филиппом Киркоровым песню «Голос», таким образом, открыв новую страницу в своем творчестве – стиль кроссовер. Исполнила гимн Олимпиады в Сочи на церемонии открытия Игр.
В июне-июле 2015 года состоялось европейское турне Нетребко, баса Ильдара Абдразакова, тенора Александра Антоненко и меццо- сопрано Екатерины Губановой, посвящённое памяти Елены Образцовой. В Париже (Версаль), Вене, Москве, Праге и Барселоне артисты исполнили арии из итальянских опер в сопровождении оркестров под управлением дирижёра Марко Армильято. В финале концерта в Московской консерватории 7 июля все его участники устроили костюмированный флэшмоб в знак солидарности и поддержки баритона Дмитрия Хворостовского, проходившего курс лечения от тяжёлой болезни в Лондоне.
Несколько лет назад тогдашний директор Тюменской филармонии Михаил Бирман рассказывал на одной из пресс-конференций о переговорах с Анной Нетребко. В этом не было ничего удивительного, ведь в нашем городе выступали и Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Дмитрий Хворостовский. Но Анна так и не добралась до своей публики. Однако мы продолжаем надеяться.
Юлия КОНКИНА