АПК
В ЯЛУТОРОВСКОМ РАЙОНЕ НАСТОЙЧИВО ВОЗРОЖДАЮТ ЖИВОТНОВОДСТВО
(Окончание. Начало в №34).
Итоги уборочной страды негативно скажутся на развитии молочной фермы «Чайка», хотя она и считается экономически и зоотехнически благополучной. Общее поголовье КРС здесь достигает (в зависимости от сезона) 1200 голов, 500 из которых фуражные коровы. Предприятие является племрепродуктором симментальской породы. Есть возможность ежегодно увеличивать молочное стадо.
– Если мы не проведем племпродажу, – говорит директор Александр Охотников, – то сможем у себя оставить 35 нетелей. Плюс к ним приплод – можно выйти на годовой прирост 50 голов. Посевные площади, хотя и ограниченные, но позволяют такое развитие.
Для этого сельхозпредприятие восстанавливает и реконструирует помещение для содержания 200 голов молодняка, освободив площади под дойный гурт. Есть надежда, что работы закончат к зимнему стойловому периоду. Однако, сколько препятствий на этом пути – молоко для сельхозпроизводителей обходится все дороже и дороже. Оставим за скобками чуть ли не убыточное производство зерна из-за засухи и острый дефицит по этой причине концентратов, хлеб для которых придется закупать на стороне. Резко в 2-3 раза подскочили в цене металлоконструкции. Государство не смогло «подавить» алчность российских промышленников. Спекулятивные всплески продолжаются не только на рынке металла. До небес взлетела стоимость пиломатериала… Чего не коснись – все в разы да в разы. Сейчас на крышах животноводческих помещений принято устанавливать «фонари» – прозрачные коньки из поликарбоната – за один лист толщиной в 10 мм «Чайка» отдала более 10 тыс. рублей. А их предстоит смонтировать немало, чтобы и кормовой стол подсветить, и солнышко для животных открыть.
С Охотниковым и ветераном сельхозпроизводства Петром Ивановичем Ялуниным идем к главному зоотехнику Любови Сергеевне Горячкиной. Александр Валентинович, дипломированный зоотехник, окончивший Тюменский сельхозинститут еще в 1982 году, довольно придирчиво выбирал «архи главного» специалиста. Остановился на ветеринарном враче, поскольку зоотехническую работу сам неплохо постиг, а вот ветеринарные премудрости и особый взгляд на молочное стадо, непримиримость к отклонениям в содержании и кормлении животных привнесла Горячкина, которая к тому же оказалась талантливым организатором.
Хозяин открывает дверь в уютную комнату отдыха. На снимках представлены передовики, сюжетные фотографии… «У Горячкиной еще и талант фотографа», – сообщает Охотников.
Любовь Сергеевна – вообще яркий человек. На последних областных конкурсах ей вручили дипломы в номинации «Лучший зоотехник – селекционер-ветеран».
А Горячкина ведет нас в животноводческие помещения. В каждом крыле видны огромные вентиляторы. Приточно-вытяжная система оправдывает себя. Раньше, когда в жару не могли обеспечить нужный микроклимат, сильно падала молочная продуктивность. Несмотря на то, что со мной идут прекрасные собеседники, спешу пообщаться с симменталками – это, поверьте, истинное наслаждение. Животные сей породы необыкновенно доверчивы и добры. Они и без принесенной «вкусняшки» (что запрещено) готовы общаться с любым человеком.
– Основу стада составляют именно симменталы, – продолжает представлять хозяйство Охотников. – На предприятии внедрен комплекс «Умная ферма». Это система датчиков, которые контролируют здоровье животных, количество и качество кормов, выявляют охоту и выполняют другие функции. Погрузчики и компьютеризированные кормосмесители-раздатчики составляют нескольких рационов, в зависимости от физиологического состояния животных – групп раздоя, сухостойных, родильного отделения, молодняка по возрастам. Из своего кабинета могу посмотреть на каждый участок и получать информацию, в том числе и по растениеводству: космическая геолокация дает возможность отследить движение комбайнов на поле или другой техники, объем заправки топливом, его расход…
Для Петра Ивановича такая инфраструктура не в новинку, хорошо ознакомился с подобными новациями на молочном комплексе в Петелино. Тем не менее, остался доволен технологическим уровнем в «Чайке».
– Достаточен ли годовой надой от симменталки в 7 тыс. килограммов, – интересуется ветеран.
– В прошлом году получили в среднем 7600, – замечает Охотников. – По надоям, конечно, голштины лидеры, но симменталы покрепче и превосходят по продуктивному долголетию. Считаю, что у них есть потенциал. Можем показать рекордистку, которая превысила планку в 12 тыс. килограммов. Достойное кормление и содержание способствуют этому. На группе раздоя Наталью Свиридову, надоившую в прошлом году только за девять месяцев 8474 кг (за год 11400 кг), признали лучшим оператором машинного доения в регионе. Выращиваем бычков этой породы на мясо.
– Разве у вас мясо окупается?
– Ну, вот коровам дали рацион, рассчитанный на получение 35 кг молока в сутки, – поясняет директор. Остатки этого хорошо сбалансированного корма не могут же лежать долго, и мы изымаем эту «вкусную еду» для откорма бычков. В ней есть льняной и подсолнечный жмыхи, меласса свекловичная (патока), микро- и макроэлементы… Специально под наши корма один из заводов в Кирове для балансировки изготавливает премиксы. «Энергетики», чтобы «выдавить» молочную продуктивность, не используем. Все корма исследуем в агрохимлаборатории в Тюмени и на основании этих протоколов испытаний составляем рационы. В течение года, если нам что-то не нравится, еще раз исследуем… И вновь на сто процентов восполняем рационы.
– Впечатления от фермы хорошие, – итожит увиденное Ялунин. – Тем более что этот комплекс был построен под моим руководством. Технологии производства молока отлажены и, я бы сказал, отшлифованы. Серьезно поставлена племенная работа. Трудно сегодня дается большое молоко. Отрасль буквально штормит из-за плохо управляемого дикого рынка.
– Благодарим и вас, Петр Иванович, за внимание, – отвечает Охотников. – Хочу надеяться, что не огорчили. Спасибо, что приняли меня в районный клуб ветеранов-животноводов. Вместе будем воспитывать у молодежи уважение к крестьянскому труду, возрождать и укреплять лучшие традиции в животноводстве, повышать престиж профессии. Разумеется, содействовать нашим аграриям в обмене опытом.
– Ваш клуб «Верность» для наших доярочек, как свет в окошке, – добавляет Горячкина. – Каждый раз на заседание привожу делегацию из «Чайки», чтобы откровенно поговорить о наших делах, достижениях в районе…
На обратном пути в Тюмень думал о превратностях судьбы молочного животноводства, его, как известно, можно потерять в короткие сроки, а восстанавливать потом придется десятилетия, о чем постоянно напоминает ветеран Ялунин. Лишь в 2018 году та же «Чайка» нашла пути к оздоровлению стада, рентабельности производства. А помогло выйти на подъем использование кормовых добавок с Кировских биохимических заводов. Остановлюсь на одной из них.
Многие знают, что все белки, синтезируемые организмом, собираются в клетках из 21 базовой аминокислоты. Невозможность сборки определенного белка (а их много) организмом приводит к нарушению его нормальной работы, болезням и аномалиям в жизнедеятельности. Тем более что десять аминокислот являются незаменимыми, т.е. не воспроизводятся животными, и их надо привнести со стороны. Чтобы оздоровить стадо, требуется обеспечить животных всем набором аминокислот.
В «Чайке» решили применить кормовые гидролизные дрожжи, в них содержится 21 аминокислота, включая незаменимые и длинный ряд витаминов. Содержание белка в этих дрожжах чуть ли не вдвое выше, чем в сое. Высокая ценность гидролизных дрожжей еще и потому, что они содержат так называемый «истинный белок», который практически полностью (на 95%) усваивается организмом. Просто прекрасная возможность сбалансировать бедные сибирские корма.
Да и в нынешней ситуации, когда скачут цены на добавки, кормовые дрожжи выгодно от них отличаются. Если в сутки корове для получения протеина требуется три килограмма жмыха общей стоимостью под сто рублей, то дрожжей необходимо внести всего 500 граммов (за 25 руб.). К тому же в жмыхах содержится всего четыре аминокислоты. Разница в качестве просто космическая.
А производятся кормовые гидролизные дрожжи из опилок, щепы и низкосортной древесины. В Кирове из них сначала выгоняют высококачественный спирт, а после из той же массы изготавливают кормовую добавку. Теперь представьте, сколько миллиардов кубометров круглого леса мы вывезли за границу и не задействовали производство кормовых гидролизных дрожжей по всей стране! Похоже, у нас в верховной власти некому подумать о стабильном развитии молочного животноводства. Перевелись государственные чиновники, сердцем и душой болеющие за дело, как, например, восьмидесятилетний организатор животноводства в Ялуторовском районе Ялунин.
НА СНИМКЕ: П. Ялунин, Л. Горячкина и А. Охотников.
Валерий ИКСАНОВ /фото автора/