ПО ПОВОДУ
БЕЗ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКИЕ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ НЕ ВЫЖИВУТ
Под Екатеринбургом прошла Всероссийская сельскохозяйственная выставка под названием «День поля», которая попеременно проводится в разных регионах. На таком мероприятии демонстрируют последние разработки техники, селекции, новейшие средства защиты и питания растений, а также ищут решения общих проблем российского агропрома. Одним словом, это крупнейший смотр достижений отечественного АПК в реальных полевых условиях.
Участники «Дня поля» посмотрели плантации специально выращенных для выставки современных сортов зерновых и зернобобовых, овощных, кормовых и технических культур.
Организаторы выставки признались, что в этом году растения пришлось обильно поливать, иначе половина из них не выжила бы. Два с лишним месяца не было дождей. По прикидкам экономистов Свердловской области, из-за засухи регион понесет убытки на три млрд рублей. Советники губернатора Евгения Куйвашева посоветовали ему объявить режим ЧС на 39-ти территориях области. Его введение поможет получить финансовую помощь на возмещение ущерба. И без того едва сводящие концы с концами сельхозпроизводители брали на проведение посевной кредиты, которые в оговоренные сроки вернуть не смогут. Без помощи областной власти и федерального центра они просто обанкротятся, исчезнут.
Как известно, Свердловская область является лидером по производству молока в УФО. Здесь ежегодно приращивают молочное стадо отечественной голштинизированной черно- пестрой породы на 4–6 тысяч голов. В прошлом году построили 14 объектов животноводства и нынче планируют ввести в строй 11. Одним словом, все сельское хозяйство области «крутится» вокруг молока. Серьезные проблемы в этом сезоне с растениеводством, в основном ориентированном на производство кормов. А это большой удар и по молочному животноводству. Неизвестно, из каких ресурсов придется восполнять недостаток питания и сохранять поголовье.
Вопросы о компенсации ущерба хотели задать министру сельского хозяйства РФ все представители областей и республик, которых постигла общая беда. Скажем, тот же гигантский агропромышленный комплекс Татарстана. Однако федеральный министр на приглашение не откликнулся. Его заместитель, не уполномоченный делать заявления о помощи регионам, ограничился замечанием по поводу увеличения поливных площадей под картофелем: «Нужно развивать мелиорацию, чтобы регионы не остались без продовольствия». Но кто и когда под это выделит деньги, разумеется, не сказал.
Скорее всего, по мнению экспертов, ограниченную помощь федеральный центр окажет. Но оговорит ее таким частоколом условностей, что сельхозпроизводителям за год не собрать огромное количество бумаг для подтверждения гибели растений. Подобные прецеденты наблюдаются из года в год.
Не секрет, что федеральные субсидии для сельского хозяйства постоянно сокращаются, а документов и согласований для их получения требуется все больше и больше. Все меньше сельчан решаются вступать в эту «игру».
Регионы, бюджеты которых в пандемию погрязли в кредитах, ищут, где бы занять денег на социальную сферу… По окрику из Москвы они, разумеется, могут оказать помощь своему АПК, если будет назван банк для подобных заимствований. Как известно, некоторые кредитные учреждения уже отказываются по разным причинам выделять займы субъектам РФ независимо от их назначения.
Трудно, но сельхозпроизводители переживут и этот форс-мажор. Возможно, с немалыми потерями. Только в перспективе для них мало что изменится. В ближайшие десятилетия наша страна не в силах оказывать достойную поддержку сельскохозяйственной отрасли. Не позволяют возможности российской экономики, которая медленно продолжает стагнировать. В 2019 г. (по данным журнала «Эксперт») доля России в мировой экономике составляла всего 3,1%. А сейчас и того меньше. Сегодня у нас ВВП, как у государств Африки.
Почему для аргументации приходится использовать подобную статистику? Потому что другая невероятно запутана. Еще в 1990 г. ВВП нашей страны составлял около 6% мировой экономики, за два последующих года он упал до 3,5%. После того, как мы вышли на большую дорогу сотрудничества с «акулами демократии», благодаря горбачевской и постгорбачевской политике, на мировом уровне доля России снизилась в 1998 г. до 2,8%. За следующие 10 лет мы отыграли – выросли перед кризисом 2008 г. до 3,7%. Однако такая планка для страны еще долго будет не по силам, почти до 2050 года. К этому времени мы сможем иметь долю в мировом ВВП всего лишь около 3%.
Во всем мире сельскохозяйственная отрасль является дотационной. Китай, имея в 1990 г. меньшую долю в мировой экономике, чем Россия, в 2019 г. достиг рекордных 17,3%. А вот совместная доля США и Евросоюза за тридцать лет упала с 45% до 31%. Американцы потеряли около четверти, ЕС – почти треть и сейчас имеют по 15 с небольшим процентов. В 2050 г. в мировой экономике, по прикидкам экспертов, будут доминировать Китай и Индия.
Сегодня новое поколение экономистов предлагает рассмотреть развитие экономики России под другим углом. Разумеется, надо искать новые пути для агропромышленного комплекса. Если у нас не хватает средств на его поддержку, а существующие направления развития весьма сомнительны (это я о гигантских агрохолдингах, уничтожающих деревни и села), то почему бы ученым не предложить альтернативу «опустыниванию» наших территорий. Ведь не за горами резкое сокращение населения в стране.
Вспоминается пример из далекого прошлого, когда передовой человек своего времени Александр Николаевич Балакшин направил свою энергию на создание в 1907 г. Союза сибирских маслодельных артелей – уникального явления в экономической жизни царской России, соединившего в себе свободу предпринимательства и поддержку государства, защиту национальных интересов державы и крестьянства. Это была на то время самая крупная кооперативная организация.
В этой связи член совета Тюменского отделения Российского исторического общества, доктор исторических наук Александр Вычугжанин отмечает: «Датские фирмы в начале века потратили полмиллиона рублей, чтобы помешать кооперативной организации Балакшина выйти на международный рынок. Эта история чем-то напоминает современные санкции против России. Но, благодаря воле, профессионализму Балакшина все препятствия удалось преодолеть и представить на мировой рынок продукт, конкурирующий с лучшими мировыми образцами».
К 1917 г. Союз объединял 2,5 миллиона артельных заводов и лавок, 600 тысяч крестьянских хозяйств с 3-миллионным поголовьем скота, имел годовой оборот в 160 миллионов рублей. В 1910 г. сибирские кооператоры открывают заграничную контору в Берлине, в 1913-м – в Лондоне. Такая же контора была создана в Ялуторовске.
В распоряжении ССМА находились заводы, склады машин, мастерские, мельницы, магазины, транспортные средства. Торговля составляла 1/3 всего оборота Союза и оценивалась в сотни тысяч рублей. Десятки инструкторов оказывали практическую помощь крестьянам-маслоделам. Для повышения квалификации мастеров отправляли в Данию и Англию, в сибирских городах проводились выставки молочной продукции, сельхозинвентаря, созданные лаборатории определяли качество масла. Союз издавал газеты и журналы, специальную литературу по маслоделию, открыл школы и курсы мастеров маслоделия, участвовал в многочисленных благотворительных акциях по оказанию малоимущим. Промышленные товары, продовольствие, оборудование, сельхозмашины Союз покупал через свои закупочные пункты, которые были во многих крупных городах России и за рубежом.
За рубежом развитие кооперации в России называли русским чудом. В трагические годы революции и Гражданской войны Союз сыграл огромную роль в обеспечении населения продуктами и товарами первой необходимости. Взяв на себя функции распределения, кооператоры смогли предотвратить товарный и продовольственный голод. Советская власть с ее политическими догмами уничтожила на корню гениальное экономическое устройство сельской жизни. Похоже, косность мышления навсегда поселилась в российской жизни. Это, в частности, касается и противодействия развитию коноплеводства в России, которое, использовав принципы кооперации, могло бы как-то поднять экономику сельского хозяйства. Коноплеводство на «Дне поля» под Екатеринбургом назвали «второй нефтью».
НА СНИМКЕ: Евгений Куйвашев принимает гостей.
Валерий ИКСАНОВ /фото из открытых источников /