КУМИРЫ
У него была ранняя слава, причем международного масштаба. А потом еще один виток, хотя все вокруг не способствовало этому, скорее, наоборот. Много раз он хотел отказаться от роли, ставшей его визитной карточкой. О непростом характере артиста ходят легенды. Даже с собственной, на вид благополучной семьей он не сумел сохранить хорошие отношения.
Правда, выбирая между домом и работой, всегда предпочитал творчество. И так происходит по сей день. 19 августа народный артист России Владимир Конкин, вошедший в историю как Володя Шарапов из культового фильма «Место встречи изменить нельзя», отмечает 70-летний юбилей.
Всенародную славу ему принесла первая же роль в кино – Пашка Корчагин из драмы «Как закалялась сталь». По словам самого актера, она «танком проехалась» по его творческой судьбе, ведь сыграв пламенного комсомольца- революционера, он был негласно отстранен от многих острохарактерных ролей в кинематографе. В дальнейшем в фильмографии Конкина появились яркие образы лейтенанта Игоря Суслина из картины «Аты-баты шли солдаты», Дмитрия Оленина из «Кавказской повести».
Владимир родился в Саратове в семье Алексея Конкина и Любови Кустовой. Отец был главным ревизором на Приволжской железной дороге, мама трудилась в местном издательстве. Володя появился на свет, когда его старшему брату Святославу было 14 лет. Подросток болел полиомиелитом, а лекарств, чтобы его вылечить, не было – первая советская вакцина от этой болезни была разработана почти 10 лет спустя. В 17 лет Слава умер, и вся родительская любовь была направлена на младшего.
В раннем детстве врачи обнаружили у мальчика порок сердца, и Любовь Петровна до десятого класса провожала сына в школу. Его отправляли в санатории, освобождали от нагрузок на уроках физкультуры и труда. Чтобы занять сына, мама ходила с ним в музеи, театры. Вскоре Володя стал участвовать в художественной самодеятельности и начал заниматься в театральной студии актрисы и режиссера Натальи Сухостав. Именно из этой саратовской студии сделали свои первые шаги на сцену Владимир Краснов и Олег Табаков.
После школы юноша готовился к поступлению на исторический факультет, но в итоге окончил театральное училище родного города. В 1972 году Владимир был распределен в Харьковский ТЮЗ, через год стал служить в московском академическом театре имени Моссовета. Потом был театр имени Марии Ермоловой. На его сцене он воплотил несколько запоминающихся образов в спектаклях «Старший сын», «Батальоны просят огня», а за роль молодого Ленина в постановке «Казанский университет» был удостоен премии Ленинского комсомола Коми АССР.
Всеобщим любимцем кинозрителей актер стал после первой же роли в кино. Его Павка Корчагин, лирико-романтичный герой с несгибаемой волей, сделал картину Николая Мащенко незабываемой. Первую любовь Павла сыграла талантливая актриса Наталья Сайко. В фильме также снялись известные артисты киностудии имени Александра Довженко Константин Степанков, Михаил Голубович, Федор Панасенко.
За роль Корчагина Конкин получил премию Ленинского комсомола СССР. Однако о съемках в фильме актер вспоминал как о мучительных страданиях: «Я же до этого никогда не снимался, только-только театральное училище окончил. Какие десятиэтажные словосочетания летели на мою бездарную голову… Я был несчастным перепуганным саратовским мальчиком, загнанным в какую-то мышеловку. Я прятался и рыдал. Люди ходили по съемочной площадке и кричали: «Где Конкин?», и кто-нибудь махал рукой: «Вон там в углу рыдает». Да, такое было. И я нисколько этого не стесняюсь, потому что через это надо было пройти».
Тем не менее после выхода картины на экраны, Владимир стал знаменитым на всю страну и удостоился звания заслуженного артиста Украинской ССР. Использовать образ пламенного борца за справедливость попытались некоторые режиссеры, но, несмотря на молодость, актер понимал, что может стать заложником роли и старался отойти от героического амплуа. Он снялся вместе с Ириной Шевчук в мелодраме «Марина», сыграв подпоручика Бориса Извольского, затем появился в фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», драме Артура Войтецкого «Волны Черного моря», детской ленте Николая Малецкого «Побег из дворца».
Отдельной строкой в фильмографии для самого Конкина стоит роль Суслика в последней картине Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Сусликом прозвал его героя, молодого лейтенанта Суслина, старшина Святкин, постоянно поддевавший неопытного и необстрелянного командира взвода.
По словам артиста, однажды на съемках его едва не задавил танк, под который он по сюжету должен был прыгать с гранатами. Владимир словно впал в ступор, танк уже находился в слепой зоне и ехал прямо на него, а он не мог сдвинуться с места и спрыгнуть в окоп. Кто-то из съемочной группы подбежал и толкнул его в яму, над которой через секунды прогрохотали гусеницы.
Грандиозный успех пришел к Конкину вместе с ролью Владимира Шарапова в знаменитом фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». На нее актера утвердил сам режиссер, хотя против его кандидатуры были многие.
И хотя съемочный период был непростым, сопровождался неоднократными стычками с Владимиром Высоцким, исполнителем роли легендарного Глеба Жеглова, картину до сих пор любят и ценят зрители. Именно образ Шарапова сподвиг многих молодых людей на службу в милиции, о чем актеру не единожды говорили на творческих встречах. Он придал своему герою одновременно интеллигентность и жесткость.
В последующие годы в фильмографии Конкина появились роли Аркадия Кирсанова в драме «Отцы и дети», слепого подпольщика Якова Батюка в украинской картине «За ночью день идет», князя Меньшикова в грузинском проекте «Багратион».
Запоминающимся стал в исполнении актера заседатель Шабашкин из экранизации романа Александра Пушкина «Дубровский». С Георгием Тараторкиным и Кириллом Лавровым Конкин снялся в драме «Исчадье ада», где сыграл бомбиста Ивана.
С возрастом Конкин все больше отходил от романтических персонажей, тяготея к острохарактерным, а то и комическим ролям. Именно таким, к примеру, был его герой, набожный Константин, в кинофильме «Принцесса на бобах». В целом же в девяностые актер снимался редко, из его ролей этого периода наиболее ярким стал инспектор Кухарский в «Бульварном романе».
Моя встреча состоялась в Тюменской филармонии, когда Владимир Алексеевич приезжал на гастроли со спектаклем «Собачье сердце», где он играл профессора Преображенского. Его предупредили, что интервью будет брать однофамилица, да еще и по отчеству Владимировна. Наша беседа началась с поиска общих корней. Он рассказал, до революции в Москве был торговый дом «Конкин и сыновья». Затем перешли к творчеству, его нынешним ролям. Несмотря на все разговоры о непростом характере актера, он оказался вежливым человеком и отличным собеседником. А в свой следующий приезд меня узнал, оставил автограф на памятном фото.
НА СНИМКЕ: интервью с Владимиром Конкиным.
Юлия КОНКИНА
ЮРИЙ ХОЗЯИНОВ /фото/