ЕГО ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАН

КУМИРЫ

Этого актера, такого нетипичного для советского кино, многие считают счастливчиком. Еще бы, ему прямо на улице встретился один из лучших режиссеров и тут же предложил работать в кино, пусть и в своем дебюте. А другой культовый режиссер снимал в своих культовых фильмах, имевших международную известность. Он умудрился жениться на первых красавицах советского кино и даже после расставания остаться с ними в хороших отношениях. На днях народный артист Николай Бурляев отметил свое 75-летие. 

Странно, что документальный фильм о жизни и творчестве актера поставили в ночное время, хотя интервью он дает не так часто и также редко приглашает в собственный дом. Конечно, в эпоху интернета все можно посмотреть в сети, но почему-то другим героям уделяют прайм-тайм. Неужели Бурляев стал неактуален? А ведь его картины составляют золотой фонд нашего кино. 

Николай Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Он мог бы стать архитектором, однако судьба распорядилась иначе. 

Семья Бурляевых была тесно связана со сценой еще с дореволюционных времен. Дедушка и бабушка выступали в труппе передвижного театра под псевдонимом Филипповские. Дед Диомид исполнял комедийные роли, у бабушки Людмилы был талант драматической актрисы. 

Жили в коммунальной квартире в доме на улице Максима Горького (бывшая и нынешняя Тверская). В соседнем дворе обитал актер Борис Ливанов – колоритный, артистичный, бесподобный в любом амплуа. Коля, глядя на него, мечтал об актерской профессии, но в 5 лет пережил сильный испуг и с тех пор начал заикаться. Старший брат Геннадий занимался шахматами, а Николай был подручным на турнирах: записывал ходы, переставлял фигуры. 

В 1964 году Николай окончил школу и поступил на второй курс Щукинского училища. К тому времени опыт работы в театре и кино у юноши уже был. На одном курсе с ним занимались Никита Михалков и Анастасия Вертинская. Первым был сдан спектакль «Волки и овцы», режиссером которого стал Евгений Симонов. В нем Бурляеву досталась роль Аполлона Мурзавецкого. 

Вскоре последовала вторая работа – «12 разгневанных мужчин» по пьесе Реджинальда Роуза, поставленная Никитой Михалковым. Николай вжился в образ главного присяжного, архитектора по образованию. 

Кинодебют Бурляева состоялся в 6-м классе. В то время Андрей Кончаловский заканчивал ВГИК и писал дипломную работу. Как-то режиссер прогуливался по «Бродвею» (так москвичи называли улицу Максима Горького) и у кафе «Отдых» увидел местного пацана – это был Николай. Кончаловский предложил подростку роль в своей картине. Фильм «Мальчик и голуби» получился грустным и поэтичным, в 1962 году на Венецианском фестивале картина получила приз. А фото юного артиста появилось в картотеке «Мосфильма». 

На съемочной площадке Бурляев познакомился с Владимиром Шуруповым, который работал в театре Моссовета. Шурупов и привел подростка в театр. Следующие четыре года Николай играл внука в спектакле «Ленинградский проспект». 

Немаловажную роль в творческой биографии молодого артиста сыграло сотрудничество с Андреем Тарковским – он снял Николая в фильме «Иваново детство». Режиссер заприметил талантливого мальчишку еще в 1960-м и спустя два года через Кончаловского позвал его на запись прозаического отрывка из рассказа Владимира Богомолова «Иван». Это и стало пробой актера. 

Артист всю жизнь считал это знакомство судьбоносным. Герой Бурляева – мальчишка- оборванец, жертва войны. Во время съемок драмы подросток ходил в бассейн, потому что по сюжету его герой должен был переплывать Днепр поздней осенью. Вновь фильм побывал в Европе – в Венеции режиссеру присудили премию «Золотой лев святого Марка». Работу юного дарования высоко оценил Жан-Поль Сартр. 

Когда Тарковский снимал «Андрея Рублева», то пригласил Бурляева на роль Бориски. К сожалению, долгих пять лет историческая драма пылилась на полках, зрители увидели картину только в 1971 году. 

В 1976 году артист начал снимать собственные фильмы, к этому времени у него уже был диплом режиссера. Его первая самостоятельная работа – «Ванька-Каин». В картине «Лермонтов», снятой в 1987 году, Бурляев был и режиссером, и сценаристом. 

В 1983 году Бурляев вновь попал в звездный проект – сыграл фронтовика Александра Нетужилина в драме «Военно-полевой роман», где партнерами актера по рабочей площадке стали Наталья Андрейченко, Инна Чурикова и Виктор Проскурин. Фильм номинировался на «Оскар». Признается, что это его первая самостоятельная работа, поскольку Тарковский лепил под себя, а Тодоровский дал творческую свободу и самому предлагать рисунок роли. 

За время карьеры артист представал перед зрителями в различных амплуа. Лучшей работой зрелого периода актера считается роль Иешуа в фильме «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году Юрием Карой. Он тоже вышел в прокат спустя десятилетие после завершения съемок. В кинокартине сыграли звезды российского кинематографа Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко. 

Первой супругой Бурляева была Наталья Варлей. Спортсменка, комсомолка и просто красавица покорила его прямо на цирковой арене. Но студенческий брак оказался мимолетным. Затем он женился на Наталье Бондарчук, дочери режиссера, обладателя «Оскара» за фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука и народной артистки СССР Инны Макаровой. Этот союз оказался очень плодотворным, вместе с Натальей они работали над многими фильмами. Их сын Иван стал известным кинокомпозитором, его музыка звучит в фильме «Мы из будущего». Дочь Мария продолжила знаменитую актерскую династию. 

С годами Николай Бурляев стал глубоко верующим человеком. Организовал популярный фестиваль. Однако громких ролей в современном кино ему не предлагают. Но человек, имевший такой международный успех, может считать себя вполне счастливым. По крайней мере, состоявшимся. 

НА СНИМКЕ: Кадр из к/ф "Мальчик и голубь".

Юлия КОНКИНА


51104