ХОББИ
Нередко на различных праздниках и торжествах можно увидеть красочные фигуры или даже целые композиции из разноцветных шаров. Создание таких композиций – целое искусство, которое называется аэродизайном. Он включает в себя большое количество направлений и разновидностей. Одно из них, например, называется твистинг. От слова твист, что означает «крутить». Берётся воздушный шарик, скручивается в ряд «пузыриков», эти «пузырики» определённым образом компонуются, и из них получаются различные фигурки или игрушки разной степени сложности – в зависимости от мастерства дизайнера. Это могут быть цветы, животные или даже предметы одежды.
«Продвинутые» аэродизайнеры используют технику, которая называется «пластика». Они работают с резиновыми шарами как с пластилином. Помяв немного руками обычный круглый шар, могут вылепить из него, например, человеческую голову в натуральную величину, во всех подробностях. Есть ещё «жанр» под названием «ненадутыши» – как говорит название, это техника изготовления изделий из ненадутых шаров. Из них делают цветы, венки, бусы, браслеты – в общем, всё, на что хватит фантазии и умения. Словом, потенциал и простор для творчества и фантазии в этом виде арта колоссальные.
Аэродизайн – очень древнее искусство, – рассказывает аэродизайнер Светлана. – Его первые образцы восходят к временам Древнего Египта. В частности, в пирамиде Микерина были найдены надувные фигурки, сделанные из кишок верблюда, которые датируются приблизительно 2600 годом до нашей эры. А на другой половине планеты древние ацтеки подобные фигурки, тоже сделанные из внутренностей животных, приносили в жертву своим богам.
Но всё это дела давно минувших дней, а развиваться активно «шарикокрутство» стало значительно позже, когда изобрели латекс. И к началу ХХ века, после того, как наряду с круглыми шарами начали выпускать вытянутые, «колбасообразные», удобные для экспериментов в создании из них разного рода скульптурок, оно уже приобрело современные черты. «Пионерами» в аэродизайне стали японцы, затем их затею подхватили в США. Ну, а в России этот вид искусства появился относительно недавно, в 90-х годах прошлого века. Сначала он развивался на российской почве медленно, но потом стал набирать всё большие и большие «обороты». И, как это зачастую у нас бывает, русские аэродизайнеры уже стали догонять и перегонять учителей. Во всяком случае в последнее время наши мастера всё чаще привозят призы и дипломы с самых престижных международных фестивалей аэродизайна.
Когда Светлана первый раз услышала про аэродизайн, она отнеслась к рассказу о незнакомом умении сдержанно. «Что же такого необычного можно сделать из воздушных шаров?» – скептически спросила она. И получила краткий ответ: «Всё!» Когда же она увидела произведения мастеров воочию, то поняла: собеседник тогда сказал это вовсе не для красного словца, и её скепсис развеялся. С этого и началось новое увлечение Светланы.
Благодаря стараниям энтузиастов аэродизайн стал серьёзным направлением в арте, таким же, как ваяние скульптур из песка или льда. Творения эти столь же недолговечны, но кто попробует оспорить, что среди них часто попадаются настоящие шедевры? Только аэродизайн ещё не настолько известен. Сделать шаг к ликвидации такой несправедливости был призван фестиваль «Море шаров» в Геленджике, на который однажды привезла меня Светлана. Его организаторы поставили перед собой цель популяризировать своё искусство и понести его «в массы». Съехавшиеся со всех концов страны мастера создали целые скульптурные композиции грандиозных размеров. Чего здесь только не было – и цветы, и животные, и сказочные персонажи, и роскошные женские платья, и даже российский двуглавый орёл – всё яркое, пёстрое и воздушное. Судя по тому, что, будучи на очередном геленджикском карнавале, несколько лет спустя я снова увидел колонну «шариконосцев», фестиваль удался и стал ежегодным.
Светлана относится к своему хобби со всей серьёзностью.
– Аэродизайн – это не просто резиновые шарики, это такие же произведения, как, например, скульптуры или картины. Поэтому несколько коробит, когда покупатели спрашивают: «Почём шары?» Ведь когда покупают скульптуры и картины, не спрашивают «почём глина?» или «почём холст?» Так и здесь, произведения аэродизайна – это уже не просто «шарики»; «воздушное платье».
НА СНИМКЕ: «воздушное» платье.
Роман БЕЛОУСОВ /фото автора/