ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ
Долгое время я пытался узнать о судьбе своего дяди, который с 1943 года считался без вести пропавшим. Со школьной скамьи мечтал, что однажды найду его. Наконец упорные поиски увенчались успехом. Почти безнадежная ситуация прояснилась в августе 2018 года, когда из Казанского дома-музея им. Мусы Джалиля пришёл положительный ответ. Спустя 29 лет наша семья нашла своего Героя.
В 1918 году в далёкой деревне Ново-Аптула Омской губернии родился мальчик, родной брат моего отца, Хусаин Деникаев. В этой сибирской деревне проживали дружные татары, сохранившие свои обряды и традиции. Однако сталинские репрессии коснулись и этих людей, пострадали самые активные строители социализма на селе, такие, как мой дед Деникай Хамитов. Будучи председателем сельского совета, в 1936-м он был арестован. А в 1937-м вместе с 13 односельчанами (учителя и врачи) расстрелян. У всех остались жёны и несовершеннолетние дети, которых заставляли работать за пайки от зари до темна, зимой и летом в двух колхозах – «Новый путь» и «Коммунар».
Герой моего рассказа Хусаин Деникаев окончил Ново-Аптулинскую семилетнюю школу, а затем Оренбургский пединститут. Работал учителем, затем завучем. В 1940-1941 годах, перед самой войной, завершил учебу на ускоренных курсах политработников Рабоче-крестьянской Красной Армии и 18 сентября 1941 года добровольцем ушел на фронт. Был направлен в политотдел Волховского фронта. Участвуя в кровопролитных боях за город Ржев, публиковал фоторепортажи, статьи и очерки о подвигах красноармейцев и офицеров Красной Армии. Будучи тяжело раненным, в конце 1942 года попал в плен и до весны 1943-го находился в концлагере «Собибор», где стал одним из организаторов антифашистского подполья. Он установил связь с Мусой Джалилем – под его руководством в концлагере готовилось восстание. Здесь в газовых камерах уничтожали еврейские семьи со всей Европы. Сюда приходили эшелоны с военнопленными. Раненых солдат и офицеров Красной Армии тоже сжигали в крематориях «Собибора». До начала восстания подпольщики раздобыли 3 винтовки и 7 пистолетов. Каждому была поставлена конкретная задача по уничтожению охраны.
Настал час восстания: группа охранников лагеря сопровождала догола раздетых евреев к газовым камерам, другая же, большая часть, вертухаев была на разгрузке вновь привезённых для уничтожения военнопленных. Дядя с товарищами открыли огонь по вышкам лагеря для снятия часовых. Уничтожили охрану, захватили оружие и успешно завершили освобождение всех узников концлагеря. В жестокой схватке с вооруженными до зубов нацистами порядка 50-60 человек военнопленных героически погибли, а более 450-470 вырвались за «колючку». Впоследствии свыше 300 человек присоединились к партизанам, десятки разбрелись по лесам Польши, где местные жители сдавали их немцам.
По пути к партизанам военнопленные уничтожали мелкие гарнизоны гитлеровцев и вооружались. Росло их количество. Наконец группа соединилась с солдатами батальона «Идель-Урал», которые наступали на немцев с тыла. Вместе они спасли в Карпатах окруженное немцами партизанское соединение Ковпака. Всех военнопленных «Собибора» и батальонников из числа «Идель- Урала» присоединили к наступающей Красной Армии.
После освобождения Украины, Белоруссии и западных границ СССР приступили к освобождению польской территории. В схватке с танковым полком СС Хусаин Деникаев (в составе батальона артиллерии) героически погиб, уничтожив более десятка машин, за что был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза и ордену «Мужества и отваги» Польского государства 16 января 1945 года.
Мать Хусаина, Зульфия Нигматуловна, после получения извещения о смерти четырех сыновей – Фахрутдина, Хусаина, Хисами и шестнадцатилетнего Темирбулата – ослепла от горя.
О подвигах Хусаина свидетельствуют фотография августа 1944 года и вернувшиеся после окончания войны узники концлагеря «Собибор» Гельметдин Исюков и Жалиль Тажиров. От них и узнали в селе Ново-Аптула о подвигах Хусаина Деникаева.
Нурмухамет ИСМАГИЛОВ