ОТКРЫТИЕ
Тюменская краеведческая наука продолжает пополняться интересными, а подчас неожиданными находками. Вот недавно историк С.И. Егоров обнаружил документальные свидетельства о пребывании в Тюмени в 1917-1920-х гг. некоторых представителей древнего рода Голицыных, один из которых, врач по специальности, даже трудился в клинической больнице. Александр Владимирович Голицын прибыл в Тюмень в декабре 1912 г. вместе с Львовым, секретарем которого в свое время была одна из представительниц дома Колокольниковых.
После эмиграции в США он был лечащим врачом композиторов Игоря Стравинского и Сергея Рахманинова. Последний скончался у него на руках. Кстати, нынешняя улица Первомайская, ранее Голицынская, получила свое название в честь одного из влиятельных столичных чиновников, много хлопотавшего по градостроительным вопросам Тюмени.
Биография известного тюменского дирижера и скрипача Антона Шароева также пополнилась любопытными сведениями. Нам удалось разыскать статью о его дедушке – знаменитом теноре Мариинского театра, близком друге Шаляпина, Иоакиме Викторовиче Тартакове (1860-1923). Заметка опубликована более полувека назад в одном из специальных малолитражных изданий его сыном Георгием, тоже вокалистом, в 1950-х годах работавшем в Тюменской музшколе, а затем в Казанской консерватории.
Вот вкратце содержание материала о человеке необыкновенных природных дарований. Так, во время пребывания Григория Ефимовича Распутина в Северной столице, одним из его посетителей и, видимо, почитателей был Иоаким Викторович Тартаков. Он родился 14 ноября 1860 г. в Одессе, в семье портного. Детство прошло в бедности, уже с 13 лет был вынужден поденно работать в порту. Ему повезло: один местный меценат направил его к педагогу- вокалисту. Вскоре о юном певце заговорили в музыкальных кругах Одессы.
Мать Антона Рубинштейна, услышав, как поет Тартаков, увезла его с собой в Петергоф и представила своему прославленному сыну. Вот как много лет спустя артист вспоминает об этой исторической встрече: «Я пел под его аккомпанемент «Азру» и имел дерзость поспорить о темпах»… Маэстро помог юноше поступить в консерваторию в класс К. Эверарди, которую Тартаков окончил в 1881 г. с большой серебряной медалью.
НА СНИМКЕ: И.В. Тартаков.
Михаил ЯБЛОКОВ